понедельник, 10 мая 2010 г.

В Гуанчжоу арестован пастор и разогнано собрание подпольной христианской церкви

Арест пастора и разгон богослужения подпольной христианской общины в городском парке Гуанчжоу, произошедшие на фоне возросшего давления на неправительственные организации и преследований адвокатов, занимающихся вопросами прав человека, вызывают опасения по поводу выживания еще не утвердившихся структур гражданского общества в материковом Китае.

По сведениям организации христианской взаимопомощи СhinaAid, пастор Ван Дао (Wang Dao) из уже подвергавшейся гонениям общины ‘Liangren’ с 9 мая находится под арестом в изоляторе временного содержания городского округа Фанъю (Fanyu) в границах Гуанчжоу. Представители органов безопасности забрали его из дома утром 8 мая, якобы с целью задать кое-какие вопросы.

По словам супруги пастора, 8 мая около 15 часов, когда она направлялась в отделение милиции Лопу (Luopu), чтобы передать обед для мужа, ее пригласил для “беседы” один из офицеров милиции. В подразделении участковых ей сообщили, что дома ее ждут какие-то люди. Вернувшись, она увидела на лестнице тех же шестерых агентов в штатском и милиционера в форме, которые приходили утром, чтобы забрать пастора. В ходе обыска они изъяли его компьютер, удостоверение личности, паспорт, пропуск в Гонконг и Макао, а также банковскую книжку.

В 16.30 супруга пастора также была доставлена в отделение милиции, где ее продержали более 20 часов.

"Когда меня освободили, мне вручили уведомление о том, что мой муж задержан по уголовному делу", - рассказала она. В датированном 9 мая уведомлении, которое получила супруга пастора, значится, что он арестован по обвинению в проведении "сборища, нарушившего общественный порядок”.

"Я очень встревожена, так как задержание по уголовному делу является весьма серьезной мерой", - отметила она.

В первый раз Ван Дао был задержан в 10 утра 7 мая по подозрению в распространении чувствительных материалов через интернет. В течение пяти часов он подвергался допросам в связи с появлением 3 мая в сетевых источниках открытого письма, содержавшего призыв о молитвенной поддержке к другим христианским общинам. Ван Дао отметил, что члены его церкви подвергаются допросам в связи с активным участие в гуманитарных акциях в поддержку жертв Сычуаньского землетрясения 2008 года. "Пространство, где могут выжить китайские домашние церкви, продолжает сужаться", писал он.

За последние три месяца пастора забирали из дома трижды, потребовав даже навсегда уехать из Гуанчжоу. По словам его супруги, "они сказали, что будет лучше, если он вообще покинет страну".

Очевидно, что выдвинутое теперь против него обвинение, касающееся "сборища с целью нарушения общественного порядка", было подготовлено задним числом.

Представители милиции и управления по религиозным делам Гуанчжоу отказываются дать какие-либо комментарии по поводу этого ареста, отмечает гонконгская South China Morning Post.

Известный ранее как Ван Тунцзян (Wang Tongjiang), он еще студентом участвовал в демократических манифестациях на площади Таньаньмэнь в 1989 году. В связи с этим он провел год в тюрьме, а после освобождения взял себе имя Ван Дао. Обычно в преддверии 4 июня, когда отмечается годовщина вооруженной расправы на площади Тяньаньмэнь, власти предпринимают действия против диссидентов и тех, кто считается потенциальными нарушителями стабильности в обществе.

Утром 9 мая было разогнано богослужение под открытым небом, проводившееся примерно 20 членами его подпольной общины в одном из городских парков Гуанчжоу. Вначале агенты органов безопасности снимали всех собравшихся на видео, а затем началась операция по разгону, в которой участвовали также муниципальные патрульные, охранники парка и дружинники в штатском. Двое верующих были на некоторое время задержаны.

Церковь ‘Liangren’, объединяющая в основном молодых людей, вынуждена проводить богослужения под открытым небом, так как 2 мая власти запретили общине использовать прежнее помещение. В последние годы община уже несколько раз меняла места проведения собраний, так как чиновники принуждали владельцев помещений изгнать христиан.

Как уже сообщалось, в последние месяцы преследования в отношении христианских церквей усилились. В ноябре пекинская церковь ‘Shouwang’, насчитывающая около 700 членов, была вынуждена уйти из арендованного помещения и проводить богослужения в заснеженном парке. Немногим позже чиновники принудили перебраться в парк церковь ‘Wanbang’ в Шанхае, объявив ее деятельность незаконной.

Однопартийный режим в Пекине, стремящийся подчинить всю религиозную жизнь своим идеологическим принципам, разрешает богослужения только в общинах, следующих указаниям управлений по религиозным делам, хотя миллионы христиан по-прежнему собираются на молитвы в "домашних" общинах, не имеющих официальной регистрации.

Центральное правительство относится к неправительственным и религиозным организациям с глубокой подозрительностью, весьма туманно указывая на опыт "цветных революций" на постсоветском пространстве, подчеркивает бывший эксперт Академии общественных наук Китая Чжан Лифань (Zhang Lifan).

"Совершенно неверно рассматривать неправительственные организации в качестве силы, готовящейся к конфронтации, - отметил он в интервью газете South China Morning Post, - поскольку большинство из них не стремятся стать политической силой. Гражданское общество способно стать буфером в социальных конфликтах, но здесь ничего подобного не наблюдается. Как свидетельствует история, общественные беспорядки возникали как раз там, где не было гражданского общества, но оставались только подпольные движения".

1 комментарий:

Anastasia Nikitina комментирует...

Валерий, добрый день!

Мы знакомились с Вами во Владимире в этом году. к Сожалению, я не успела записать Ваш номер телефона и другие контакты. Может быть, Вы меня запомнили, так как я как раз собиралась стать мамой :)

Вот, я вернулась потихоньку к общественной жизни.

Хотела с вами посоветоваться. Мы же общаемся с международной сетью в защиту Тибета, и они попросили у нас консультацию по Российско-Тибетским отношениям. Я полагаю, что лучше Вас мало кто в этой теме разбирается. Как с Вами связаться можно, чтобы поговорить?

всего доброго,
Анастасия Никитина
Молодежное Правозащитное Движение (МПД)

секретарь группы МПД "Права человека в Тибете"