воскресенье, 16 мая 2010 г.

Назначенный Пекином 20-летний панчен посетил пострадавший от землетрясения тибетский округ Юйшу

Через месяц после случившегося 14 апреля землетрясения силой 7,1 балла однопартийный режим материкового Китая впервые рискнул отправить в тибетский регион провинции Цинхай назначенного на пост 11-го Панчен-ламы тибетского юношу, обычно находящегося в Пекине.

Прибыв 14 мая в поселок Цзегу (Гьегу) он посетил поврежденный
землетрясением монастырь Гьегу, где после молебна в палатке осмотрел место, где происходила кремация погибших. Строения монастыря Гьегу считаются слишком опасными для дальнейшего пребывания людей. Пекинский панчен также побывал на развалинах монастыря Трангу (в китайской версии Чаньгу), который разрушен полностью, а затем, как отмечает Синьхуа, "навестил офицеров и солдат" размещенных в уезде подразделений народно-освободительной армии и вооруженной милиции.

Как пишет South China Morning Post, местные жители выражали недовольство тем, что из-за визита этого не пользующегося авторитетом 20-летнего официального религиозного деятеля весь город был практически закрыт. Зато в репортаже государственного телевидения CCTV появилась картинка с пекинским назначенцем и несколькими сотнями монахов в палатке.

15 мая назначенный Пекином 11-й панчен-лама уже оказался в городе Синин, административном центре провинции Цинхай. Здесь, по сообщению Синьхуа, для него организовали молебен по погибшим в монастыре Таэр (это китайское название; тибетцы называют монастырь Кумбум), на котором присутствовали около 700 монахов. Государственное агентство КНР упоминает, что через два дня после землетрясения он провел молебен в монастыре Сихуан (Xihuang) в центре Пекина, объявив, что передает пострадавшим 100 тысяч юаней (14662 доллара).

Хотя Пекин и старается показать терпимое отношение к тибетскому буддизму, направляя в регион Юйшу высших кадровых сотрудников и религиозных деятелей, на сама деле монахам, оказывавшим помощь в спасательных работах и погребальных церемониях, приходится испытывать на себе давление властей. Как сообщила 14 мая в своем блоге тибетская поэтесса Осер (Tserang Woeser), монахи из влиятельного буддийского института монастыря Седа провинции Сычуань, высланные 20 апреля из зоны бедствия, подверглись допросам местных чиновников. С первых дней после землетрясения свыше 1300 монахов из этого института добровольно принимали участие в спасательных работах в Юйшу.

Очевидно, власти раздражены той значимой ролью, которую монахи сыграли в спасении и распределении гуманитарной помощи среди пострадавших, включая 3 млн юаней денежных пожертвований, не прошедших через бюрократические разрешения, отмечает Осер. По ее сведениям, монахи из провинции Сычуань также сняли документальный фильм о своем участии в спасательных работах и разместили его в интернете.

Давление на монахов связано и с подозрениями, возникшими по поводу занижения числа погибших. По данным монастырей, реальные данные могут разниться от 4 до 10 тысяч, тогда как официальные источники дают лишь около 2200.

Более 100 тысяч оставшихся без своих домов жителей поселка Гьегу размещены в палатках, где, по-видимому, и останутся на протяжении трех лет, пока поселок не построят по новому проекту “экологического туризма”. По официальным данным на 1 мая, общее число пострадавших от подземной стихии в уезде Юйшу достигло 223 тысяч человек, что составило 62,5% численности населения Юйшу-Тибетского автономного округа.

Но однопартийный режим явно больше заботится о пропагандистском эффекте своих акций, чем о реальных нуждах пострадавших от стихийного бедствия тибетцев. Вот и в последней статье Синьхуа, посвященной возрождению нормальной жизни в поселке Цзегу, о тибетцах нет ни слова. Упоминаются лишь ханьцы, снова открывшие примерно неделю назад на улице Minzhu Road книжный магазин (видимо, дня больше не могли выдержать без пропаганды), аптеку, торговлю зерном, овощную и бакалейную лавки. Овощами и зерном занимаются члены одной семьи – Ло Шили (Luo Shili) раз в четыре дня закупает капусту, яйца, огурцы и прочий товар в Синине, торгуя почти по тем же ценам, что и до землетрясения, рядом стоит с зерном его дочь Ло Лань (Luo Lan), беременная на 7-м месяце. По словам торговца, прожившего в Цзегу уже 8 лет, за фрукты и овощи в день удается выручать 1 тысячу юаней - вдвое меньше, чем раньше. Прочие члены семьи вернулись домой, в провинцию Хэнань, хотя местные чиновники по торговле и обеспечили их сборными домиками.

Помощь властей этим не ограничивается, но другим достается гораздо меньше. Как сообщили агентству Синьхуа 4 мая в штабе по ликвидации последствий землетрясения в Юйшу, 17382 жителя ежедневно получают 500 граммов продовольствия; для 40 детей-сирот, одиноких пожилых и инвалидов назначено ежемесячное пособие в размере 1 тысячи юаней.

Для тех, кому нужно снять деньги со счета, если банковские книжки утрачены, или решить вопрос о вступлении в права наследования, в поселке Цзегу открыты три пункта юридической помощи, в том числе один мобильный. Адвокат Чэнь Юйчан (Chen Yuchang) говорит, что ежедневно обращаются около десятка человек. Но неясно, оказывается ли такая помощь на местном тибетском диалекте. Ведь, как стало известно во время эвакуации раненых, большинство местных скотоводов не владеют другими языками, кроме родного.

Сообщив 25 апреля о том, что для оказания бесплатной медицинской помощи всем пострадавшим от землетрясения установлен срок до 15 мая, заместитель начальника управления здравоохранения провинции Цинхай Ван Сяоцинь несколько туманно добавил, что "те, кто не успеет выписаться из больницы до 15 мая, продолжат бесплатное лечение в больнице вплоть до полного выздоровления". Пока нет ни данных о числе пострадавших, оставшихся в больницах, ни уточнений относительно того, распространяется ли бесплатное лечение на тех раненых тибетцев, кого отправили за пределы провинции.

Комментариев нет: