Особые опасения пекинских пропагандистов вызывают расхождения по поводу числа погибших, основывающиеся на данных тибетских монахов, которые вне всякого сомнения заслуживают большего доверия, чем китайские чиновники. Эти опасения четко отразились в комментариях, с которыми выступил в Пекине заместитель председателя правительства провинции Цинхай Чжан Гуанжун (Zhang Guangrong).
"С момента землетрясения мы вели подсчет погибших в строгом соответствии со стандартными методами, - заявил он 26 апреля. – Мы ежедневно к 17 часам подводили итог и затем, как положено, публиковали его. Число, которое мы объявляем теперь, полностью подкрепляется свидетельствами и строго соответствует статистике по зоне землетрясения. Оно достоверно".
Составление отчетов о погибших и раненых, как по команде, прекратилось уже 25 апреля. Официально к 17 часам насчитывалось 2220 погибших, и еще 70 были обозначены как пропавшие без вести. Как указал заместитель начальника отдела гражданской администрации провинции Цинхай Ма Цзюньдэ (Ma Junde), к 25 апреля общее число погребенных составило 2192, из которых 593 захоронены, 917 кремированы в местных похоронных учреждениях, 576 кремированы местными монастырями и еще 106 кремированы за пределами Юйшу.Пресс-канцелярия госсовета КНР уточнила, что Юйшу разделено на 19 административных единиц, в каждой из которых для подсчета погибших назначены специальные чиновники. Группы спасателей также направляли свои данные в штаб спасательных работ для сравнения перед публикацией отчета. Однако осталось неясным, каким образом осуществлялось при этом сотрудничество с монастырями.
Участвовавшие в спасательных работах монахи и тибетцы в изгнании отнеслись к официальным цифрам без всякого доверия. По словам одного из местных монахов, и после подведения итогов "из-за пределов поселка Цзегу еще приходят люди с просьбами провести молебны для членов их семей". По данным монастырей, которые приводит гонконгская South China Morning Post, окончательное число погибших должно составить не менее 4 тысяч, но может превысить и 10 тысяч.
"Мы уже наслышаны о случаях, когда правительство занижало или скрывало данные, поступившие от монахов и спасателей. Разве можно поверить, что они не фальсифицируют такие чувствительные цифры, как это часто делалось в прошлом?" – выразил сомнения пожилой тибетец лет 60-ти.
Сомнения по поводу официальной статистики лишь усиливаются поспешным заявлением пекинской China Daily, что наставник монастыря Гьегу Дампа Ринчен (Dampa Rinchen) признал "ошибочными" свои данные о 7-8 тысячах погибших, основанные на свидетельствах местных жителей и масштабах разрушения. Ранее тот же лама (название монастыря и его тибетское имя приводились в китайской версии) сообщил, что только в ходе масштабной церемонии 17 апреля были кремированы 2110 тел.
По официальным данным, в Юйшу проживает 280 тысяч человек, 97% из которых составляют тибетцы. Как говорится в заметке, опубликованной 3 мая агентством Xinhua, в Юйшу насчитывается 23 тысячи монахов и монахинь в 192 монастырях "тибетского стиля". Остается только догадываться, почему при этом вся заметка посвящена духовной поддержке, которую принесли пострадавшим от землетрясения тибетцам китайские буддисты. Вначале 14-летний Ньима Тендру (Nyima Tendru) получает от некоего влиятельного монаха, прибывшего в Юйшу из расположенного за тысячи километров города Дацин (Daqing) провинции Хэйлунцзян, что тот "освободит душу его матери из чистилища и отправит ее в Сукхавати, или Западный рай".
Затем появляется 33-летняя монахиня Синьюань (Xinyuan), по призыву буддийского общества провинции Хэбэй прибывшая аж из Шри-Ланки, где ей пришлось прекратить свое обучение. Принадлежащая к ханьской школе буддизма монахиня приехала заменить своего учителя Чанхуэя (Changhui), который "впал в недомогание после того, как совершил дальнюю поездку в Юйшу, передав бесплатно 100 палаток".
Как пишет Xinhua, "надев бордовую kasaya, какую обычно носят буддисты тибетской школы, и крутя ниткой бус, она посетила многие семьи, потерявшие родственников, и помогла им освободить души умерших". Это произошло после поездки из поселка Гьегу в поселок Сяласюй (Xialaxiu) 26 апреля, когда она прочтя по-тибетски молитву, растрогала водителя нанятого джипа, показавшего удостоверение личности погибшей сестры. "Перед лицом бедствия все буддисты вне зависимости от того, к какой школе они принадлежат, являются одной семьей", - цитирует ее государственное агентство КНР.
Такое заявление можно было бы только приветствовать, если бы оно прозвучало в иной ситуации. Однако данная заметка начисто опровергает официальные причины, по которым тибетским монахам из провинции Сычуань было приказано покинуть зону бедствия и вернуться в свои монастыри. Напомним, что правительство в Пекине заявило, что присутствие не имеющих достаточного опыта монахов помешает восстановительным работам в Юйшу. Но, как видно, эти доводы не относятся к пребыванию в регионе замаскированной под тибетскую буддистку монахини ханьской школы.
По неясным причинам в опубликованной 3 мая заметке государственного агентства КНР число монастырей Юйшу, в которых проживают упомянутые выше 23 тысячи тибетских монахов, сократилось на 46 – еще недавно было 238, стало 192. И непохоже, чтобы эта разница как-то соотносилась с поврежденными монастырями, которых власти насчитали 87.
Монастырей стало меньше, а число тибетских монахов в округе Юйшу сократилось не менее чем на две трети. Ведь по данным начальника милиции Юйшу, из примерно 3 тысяч тибетских монахов из 36 монастырей, принимавших участие в спасательных работах в поселке Гьегу, две трети прибыли из-за пределов округа. И стоит отметить, что как раз перед тем, как власти приказали им покинуть зону бедствия, монахи из провинции Сычуань заявили, что намерены составить полный список погибших в результате землетрясения.
Местные тибетские монахи упомянуты лишь в контексте поездки, которую совершил 1 мая в Юйшу премьер Вэнь Цзябао, призвавший, как подчеркивается официальной прессой, к укреплению сплоченности населения вокруг однопартийного режима. Прибыв в зону бедствия около 2 часов дня, второй человек в пекинской иерархии отправился в армейский госпиталь, устроенный в гимназии Юйшу. После двухчасового переезда в поселок Лунбао (Longbao) он посетил тибетский монастырь, чтобы еще раз пропагандировать "признательность монахам от лица центрального комитета компартии и госсовета КНР".
Далее Xinhua цитирует слова настоятеля монастыря Трангу (Чаньгу в русскоязычной версии агентства), одного из трех, полностью разрушенных в результате землетрясения. "Почти все сооружения нашего монастыря рухнули и нам необходимо строить их заново. Но в первую очередь мы должны построить 'монастырь в умах' верующих", - сказал кхенпо Тринлин Пасум (Trinlin Pasum; очевидно, китайская версия тибетского имени)
Но властям провинции Цинхай сейчас явно некогда думать о помощи в восстановлении тибетских монастырей. 29 апреля местная пресса с восторгом сообщила, что в зону бедствия прибыл один из ведущих специалистов по сохранению исторических реликвий Китая профессор Нормального университета Шэньси Ли Юйху (Li Yuhu). Однако его интересовали отнюдь не монастырские древности, а школьная доска, на которой собственной рукой начертал 12 иероглифов председатель Ху Цзиньтао.
Доска с заклинаниями "Будут новые школы! Будут новые дома!" на мандаринском китайском, которые по указанию председателя хором повторяли пережившие землетрясение дети, будет помещена в музей провинции Цинхай. Как пишет Shanghai Daily, доска с надписью, которую сделал школьным мелом национальный лидер, превратится в мемориальный объект.
Hotmail: Trusted email with powerful SPAM protection. Sign up now.
Комментариев нет:
Отправить комментарий