понедельник, 17 декабря 2007 г.

В Китае за счет первомайских восстановлены древние языческие праздники

В КНР объявлена реформа праздничных дней, в соответствии с которой с 1 января 2008 года сокращаются первомайские выходные, взамен которых вводятся три новых официальных праздника, основанных на древних языческих традициях.

Как сообщает агентство
Синьхуа, Госсовет КНР опубликовал 16 декабря пересмотренные «Общенациональные правила отдыха в дни праздников и юбилейных дат»: нерабочие дни по случаю Первомая (праздника международной солидарности трудящихся) сокращаются с нынешних трех дней до одного дня, а в число официальных выходных добавлены Цинмин (праздник Чистого света или День поминовения усопших), Дуаньу (праздник драконьих лодок) и Чжунцю (праздник середины осени).

Помимо этих трех праздников, связанных с традиционным лунным календарем, восстанавливается также Чуси - канун лунного Нового Года, с которого будут теперь начинаться уже существующий трехдневный отдых в связи с праздником Весны. Как и прежде, один выходной приурочен к Новому Году (1 января) и три – к Национальному празднику (1 октября, день основания КНР). Таким образом, с 2008 года общее число официальных нерабочих дней в Китае возрастет с 10 до 11.

Как заявил оставшийся неназванным ответственный представитель Государственного комитета по делам реформ и развития Китая, «пересмотр праздничных дней отвечает новому этапу социально-экономического развития и способствует сохранению традиционной культуры нации». Внесение Цинмина, Дуаньу и Чжунцю в список установленных государством законных праздников «отвечает чаяниям народа и веяниям эпохи, а также будет содействовать увеличению сил сцепления нации и повышению "мягкого потенциала" государства», сказал
Синьхуа специалист по изучению фольклора У Бинань. Впрочем, государство не торопится полностью изменять прежнюю идеологическую «сетку» праздничных дней. Хотя в ходе проведенного в ноябре опроса общественного мнения высказывалось пожелание увеличить продолжительность отдыха во время празднования Нового Года по лунному календарю, власти от этой идеи отказались.

Отметим, что восстановление древних праздников стало очередным свидетельством того, что коммунистическое руководство Китая намерено в борьбе с религией все более опираться на «народные» традиции, вводя их в рамки собственной идеологии. Поскольку подобные традиции относятся ко временам язычества, они не могут быть напрямую связаны с одной из установившихся религиозных систем. Такова, в частности, традиция посещения и очищения могил предков во время праздника Цинмин (5 апреля), когда на кладбищах оставляются жертвоприношения в виде еды. В современном Китае Цинмин обозначается как день памяти павших революционеров и погибших героев, в ходе которого проводятся организованные поклонения пионеров. Впрочем, теперь, как
сообщается, к могилам революционных борцов ходить необязательно – можно осуществить поклонение им на специальном вебсайте. В постсоветской России традиция поклонения могилам предков стала частью осовремененной православной Пасхи.

Китайцы обычно посещают и очищают могилы предков два раза в год – 5 апреля на праздник Цинмин и 22 декабря на Дунчжицзе, причем последний считается наилучшим временем для установки новых надгробий. В период праздника зимнего солнцестояния Дунчжицзе придерживающиеся традиций китайцы должны почтить память предков, очищая их могилы и возлагая в качестве жертвоприношений пирожные в форме домашних животных. Как сообщает
Shanghai Daily, власти Шанхая предусматривают обеспечить город 19 временными автобусными маршрутами, увеличив также число машин, движущихся по маршрутам вблизи кладбищ, поскольку в день Дунчжицзе могилы предков намерены посетить более 2,4 млн его жителей.

Комментариев нет: