вторник, 3 января 2012 г.

Солдаты вооруженной милиции разогнали мусульман и снесли мечеть в Нинся-Хуэйском автономном районе

Два человека погибли в ходе стычек с солдатами вооруженной милиции в Нинся-Хуэйском автономном районе, произошедших во время операции по сносу мечети в деревне Таошань уезда Туньсин (Tongxin), объявленной “незаконным религиозным объектом”.

Мечеть в деревне строилась с 1987 года на пожертвования мусульман из Нинся-Хуэйского автономного района и соседней провинции Цзянсу. Только что завершилась внутренняя отделка здания, на сооружение которого собрали 800 тысяч юаней. На 1 января намечалась торжественная церемония открытия.

Как рассказал один из местных жителей, чиновники вызвали из Ланьчжоу около тысячи солдат вооруженной милиции, прибывших в поселение Хэси (Hexi) 29 декабря, за день до сноса. В 23 часа отключили электричество и связь и солдаты провели рейд по нескольким домам. На открытие мечети приехало много людей, в том числе 13 гостей из провинции Ганьсу.

Во второй половине дня 30 декабря солдаты окружили здание, в котором собрались люди на пятничную молитву, сообщил житель деревни Цзинь Хайтао (Jin Haitao), оказавшийся в это время в провинции Хэбэй. Около сотни местных жителей с лопатами и палками самоотверженно встали на защиту мечети. Солдаты применили слезоточивый газ и водомет, чтобы выгнать людей на улицу, а потом пустили в ход ножи и дубинки. По данным информационного центра прав человека и демократии в Гонконге, получили ранения 50 человек, более 100 задержаны, есть двое погибших.

Как сообщила служащая милиции Хэси, в ходе столкновений получили ранения двое солдат и двое крестьян, задержаны 80 участников протеста, но о погибших она ничего не знает. После подавления “беспорядков” здание мечети было снесено, сказала она. Другой офицер милиции из Хэси заявилSouth China Morning Post, что мечеть была построена на средства "теневых" исламских организаций из провинций Юньнань и Ганьсу, а также Синьцзян-Уйгурского автономного района.

По словам жителей деревни, о том, что готовится такая операция, им не сообщали. “У нас никогда не было проблем с властями, мы законопослушные люди, и мне непонятно, что случилось”, - отметил Цзинь Хайтао. Уездные власти одобрили проект мечети и выделили на покупку кирпича 20 тысяч юаней, добавил он, а в деревне собрали пожертвования на 800 тысяч юаней. “Мечеть [солдаты] тут же снесли, свалили обломки в огромную яму и закопали”, - сообщил Цзинь Хайтао, созвонившийся с родственниками.

Чиновники пытаются уничтожить все свидетельства, указывает он, даже пятна крови замыли: "В деревне отключены все услуги мобильной связи, задержаны более ста человек, участвовавших в протесте, и никто не знает, где они”. 
После столкновения с солдатами скончались в больнице его 80-летняя бабушка Ян Майянь (Yang Maiyan) и 19-летний двоюродный брат Цзинь Хагэ (Jin Hage), добавил Цзинь Хайтао.

По официальным данным, к народности хуэй принадлежит половина из 20 млн зарегистрированных мусульман материкового Китая. При этом из Нинся-Хуэйского автономного района, где насчитывается 2,25 млн хуйэцев (третья часть 6,3-миллионного населения), смогли в октябре отправиться в хадж только 2656 человек. Как сообщил Синьхуа чиновник районного управления по религиозным делам Ли Юйшань (Li Yushan), это лишь на 200 человек больше, чем в 2010 году. Его управление ежегодно направляет с паломниками группу надзора из 76 человек, отвечающих за перевод, размещение, медицинское обслуживание, транспортировку и безопасность.

Имам мечети Liming, расположенной в городе Учжун, Ма Шаочжун (Ma Shaozhong) уточнил, что в основном в Мекку выпускаются пожилые люди, не знающие арабского языка и никогда не бывавшие за границей. “Мы даем им основы этикета в повседневной жизни другой страны и некоторую религиозную подготовку”, - сказал он Синьхуа 6 октября. Кстати, вскоре онотчитался о том, что в 400 с лишним мечетях автономного района открыты комнаты для занятий с пропагандистской литературой. Правительство автономного района закупило в эти “красные уголки” телевизоры, DVD-плееры, столы и стулья, а также 50 тысяч книг.

Реальную статистику по религиозным общинам в условиях однопартийного режима собрать сложно, но высказываются предположения, что мусульман в материковом Китае от 65 млн до 100 млн человек. В 2011 году планировалось отправить в Мекку лишь 13800 человек. Остальным приходится изыскивать способы совершить хадж без одобрения чиновников, что весьма затруднительно, учитывая проблемы с получением паспорта в соответствующий период (для внутреннего пользования выдаются ID-карты).

Жесткие ограничения на совершение хаджа и строительство мечетей являются неотъемлемой частью государственно-партийной политики в сфере религии. В рамках маоистской идеологии, которую проводит в жизнь отдел “единого фронта” компартии и госуправление по делам религии (SARA), верующие рассматриваются как приверженцы отсталых взглядов, доставшихся от феодальных времен. Ранее считалось, что под знаменем социализма с китайскими характеристиками верующим вообще не должно быть места, но в 2007 году, на фоне подготовки к Олимпийским играм в Пекине, было принято решение задействовать “патриотические” религиозные структуры для создания видимости соблюдения прав человека. В начале 2011 года SARAпровозглашает основной задачей своей работы принудительный перевод верующих из “подпольных” общин в подчинение “патриотических” наставников.

Недавно идейную основу этих усилий разъяснил экс-начальник госуправления по делам религии Е Сяовэнь, занимающий ныне пост вице-председателя Китайского общества по изучению прав человека. Вполне осуществимо обеспечить единение последователей различных вероисповеданий под руководством атеистической партии, если проповедовать, что атеисты и верующие в материковом Китае разделяют общие политические и экономические интересы, заявил он по случаю открытия форума по правам человека в Пекине 21 сентября.

По официальной статистике, подавляющее большинство из 100 млн приверженцев религии в стране составляют буддисты, католики, протестанты, мусульмане и даосисты, разложил всех по привычным пяти направлениям чиновник, в течение десяти лет возглавлявший SARA. Настойчиво повторяя, что “мы политически едины” и партия “охраняет основные права масс, включая право свободно исполнять обряды”, продолжил он, можно добиться, чтобы “все эти многочисленные верующие играли позитивную роль в создании социальной гармонии”. "Религия останется еще надолго, переживая отдельные страны и государства, - подчеркнул Е Сяовэнь. - Это также справедливо для коммунистической страны, так что коммунисты как материалисты должны с уважением относиться к этой простой истине и дальновидно управлять религиозными делами".

13 декабря официально запущен агитационный проект, нацеленный на формирование собственной системы внешней пропаганды для пяти “патриотических” религиозных структур. Как подчеркивается в постановлении SARA, решено сделать регулярными брифинги и пресс-конференции, на которых будут озвучиваться новости, касающиеся заботы политбюро о нуждах религиозных кругов и секулярного общества. Особое внимание следует уделить заявлениям в поддержку прогрессивных мер, осуществляемых центральным правительством. Для реализации проекта намечено отобрать подходящих кандидатов, хорошо осведомленных в религиозных делах, которые должны пройти курсы переподготовки под руководством чиновников SARA.

Хотя те дни, когда в материковом Китае царил культ личности, при котором требовалось признаваться в прегрешениях и приносить клятвы перед статуями председателя Мао, остались в прошлом, партийная идеология по-прежнему считается господствующей над всеми религиями. Право на свободу совести связывается с признанием “политического единения” вокруг партийных бонз в Пекине и беспрекословным подчинением произволу “кадровых сотрудников” на местах.
 

Комментариев нет: