пятница, 30 апреля 2010 г.

По меньшей мере пять похожих нападений на детей отмечены в материковом Китае за последние недели

За последние недели в материковом Китае произошло уже по меньшей мере пять нападений на детей в образовательных учреждениях, что явно указывает на катастрофическое стремление отомстить обществу самым жестоким способом. Власти вновь возложили ответственность на широко распространившиеся среди простых людей психические болезни, потребовав усилить меры безопасности в школах.

29 апреля около 7.40 утра местный крестьянин Ван Юнлай (Wang Yonglai), угрожая самодельной кувалдой, напал на детсадовскую группу в начальной школе Shangzhuang города Вэйфан (Weifang) провинции Шаньдун. Как рассказал Xinhua завуч школы Ван Фатан (Wang Fatang), облив себя бензином, 45-летний мужчина схватил двух 4-летних мальчиков, однако учительница Го Фэн (Guo Feng) сумела оттащить их перед тем, как он поджег себя и погиб.

В ходе самоубийственного нападения от ударов кувалдой по голове пострадали пятеро детей – 4 мальчика в возрасте 4, 6 и 7 лет, а также 6-летняя девочка. Вначале они были доставлены  в Народную больницу городского округа Фанцзы (Fangzi), но затем двоих отправили в Народную больницу города Вэйфан. Не уточняя причин перевода детей в другую больницу, начальник отделения реанимации окружной больницы Сюэ Цзайли (Xue Zaili) отметил, что  все дети находятся в стабильном состоянии. Учительница ранена ударом кувалды по ноге, добавил он.

В тот же день около 9.40 утра 47-летний безработный Сю Юйюань (徐玉元) ворвался с 20-сантиметровым ножом для резки свиней в группу №2 детского сада Zhongxin Kindergarten города Тайсин провинции Цзянсу, нанеся ранения всем находившимся в помещении - 29 детям и 2 воспитателям. Сю Юйюань был арестован на месте преступления; как говорится в заметке Xinhua, нападения прекратил, ударив его шваброй по голове, продавец молока из супермаркета Hainaxingdi Ху Яфэн (Hu Yafeng).

По сведениям Shanghai Daily, 5 раненых, среди  которых двое учителей и пытавшийся остановить нападавшего охранник, остаются в критическом состоянии. Об этом заявил местному новостному сайту JsChina.com.cn представитель управления общественной безопасности Гао Цзиминь (Gao Jimin), а позже подтвердил и представитель отдела пропаганды городского парткома Чжу Гуймин (朱桂明). Состояние остальных детей в возрасте от 4 до 5 лет стабильное; смертных случаев пока нет, заявил вечером 29 апреля заместитель главы правительства города Тайсин Сунь Юнь. В заметке Xinhua упоминается также о 5-летней девочке с двумя ножевыми ранениями глубиной 10 см, и мальчике, у которого два пореза в затылочной части головы глубиной 16 см.

Это был уже пятый подобный инцидент в детских учреждениях материкового Китая за последние недели. 23 марта 42-летний Чжэн Миньшэнь (Zheng Minsheng), бывший врач общей клиники, убил 8 и тяжело ранил еще 5 школьников в городе Наньпин провинции Фуцзянь.

Буквально через несколько часов после того, как Чжэн в соответствии со смертным приговором был 28 апреля расстрелян, в соседней провинции Гуандун 33-летний учитель искусства начальной школы Hongfu поселка Байша (Baisha) Чэнь Канбин (Chen Kangbing), придя с ножом  в начальную школу Лэйчжоу, нанес ранения 16 детям и учителю. Милиционеры задержали его в 15 часов, через час после нападения.

Менее известно нападение, произошедшее во второй половине дня 12 апреля примерно в 400 м от начальной школы Xizhen в поселке Сичан (Xichang) уезда Хэпу Гуанси-Чжуанского автономного района на юге Китая. По сообщению China Daily, мужчина средних лет нанес смертельные удары ножом 8-летнему мальчику и 70-летней старушке. Как заявили следственные органы, Ян Цзяцин (Yang Jiaqin), в возрасте около 40 лет, около 16.30 стал нападать на проходивших мимо после закрытия школы детей, ранив также двух мальчиков 7 и 12 лет, девочку 7 лет, а также супругов примерно 30-летнего возраста. После задержания убийцы управление общественной безопасности Бэйхай (Beihai) практически сразу заявило, что он является психически больным человеком и помещен на лечение в больницу, добавив, что следствие еще продолжается.

Пока вполне прояснены лишь обстоятельства, предшествовавшие нападению на детей в городе Вэйфан провинции Шаньдун. Как рассказала Xinhua супруга самоубийцы, житель деревни Шанчжуан волости Цзюлун (Jiulong) городского округа Фанцзы Ван Юнлай помчался на мотоцикле в местную школу, где насчитывается 390 школьников и 52 детсадовских ребенка, после того, как служащие милиции сообщили ему о намеченном на 29 апреля сносе его дома. По словам Ван Сюйлань (Wang Xiulian), семья истратила все свои сбережения, 110 тысяч юаней (16115 долларов), на строительство дома, который власти решили снести, заявив, что постройка является незаконной, так как расположена на участке сельскохозяйственной земли.

В провинции Цзянсу милиция вначале заявила, что безработный Сю Юйюань был уволен в 2001 году с должности агента в местной страховой компании и с тех пор довольствовался неясным участием в незаконных финансовых пирамидах. 30 апреля последовали новые подробности: он женат, имеет 8 квартир в одном из зданий в центре города Тайсин, и вел совершенно разумный и благополучный образ жизни. В ходе следствия он заявил, что «совершил нападение в приступе ярости, вызванной обидами в бизнесе и личной жизни». "Утром Сюй выглядел нормальным, и общался вполне естественно", - заявил его жилец, разговаривавший с ним за несколько часов до нападения.

Считавшийся лучшим в городе центральный детский сад Zhongxin Kindergarten закрыт; у ворот расположенного в центре города стоит толпа, насчитывающая около ста человек, в которой ходят слухи, что нападавший пытался перед этим проникнуть в другой детский сад, но якобы испугался, увидев какое-то устройство контроля.

Учитель искусства Чэнь Канбин не давал четких ответов на допросе и направлен местным управлением общественной безопасности на психиатрическое обследование, сообщил 29 апреля  Xinhua партийный секретарь города Лэйчжоу Ли Чанъу (Li Changwu). В соответствии с документом, выданны Народной больницей Лэйчжоу в мае 2008 года, он с 2006 года находился в отпуске по состоянию здоровья, так как страдает сильным неврозом. 

Он прошел на территорию Leicheng First Primary School с группой учителей из нескольких школ, прибывших на "открытый урок" по обмену опытом, пояснил представитель управления образования провинции Гуандун Чэнь Живэнь (Chen Riwen). Милиция уверена, что перед приходом в школу Чэнь спрятал в сумке 60-сантиметровый нож. Чэнь Канбин тщательно подобрал одежду, поэтому его и не заметили при входе в школу,  подчеркнул старший администратор начальной школы Лэйчжоу Чэнь Хаоюй (Chen Haoyu).

Как заявил заместитель главы больницы №1 города Наньпин Чэнь Сяоцзе (Chen Xiaojie) 5 школьникам, серьезно пострадавшим от большой потери крови, предоставлено бесплатное лечение. Семьи 8 погибших получили по 290 тысяч юаней (42500 долларов), отмечает Shanghai Daily.

Как принято при однопартийном режиме, власти материкового Китая увлеклись составлением списков потенциальных экстремистов, примитивно рассчитывая, что в этих списках окажутся все лица, готовящиеся к нападениям вроде тех, что в последние недели так потрясли население страны. Но, как показывает советский опыт, надеяться на это по меньшей мере глупо, и если эти убийцы ранее не совершали подобных преступлений, они едва ли смогут привлечь внимание органов общественной безопасности. "Они выглядят как обычные люди и у них действительные удостоверения личности, - говорит Гун Чжиган (Gong Zhigang), профессор Народного университета общественной безопасности. – Власти же не могут прочесть ярость, которая зреет у них в головах".

Материковая пресса снова повторяет требования по безопасности к родителям, а также заявления различных чиновников о том, что вводятся усиленные меры охраны порядка вблизи детских учреждений. Еще 4 апреля правительство провинции Шэньси объявило об усилении милицейских патрулей вблизи школ, а также о начале кампании по борьбе с насильственными преступлениями в отношении учителей и школьников. Управление общественной безопасности Пекина также приказало разместить патрульные машины милиции возле школьных ворот в то время, когда щкольники приходят в школы и покидают их территорию.

Родителям надо сажать своих детей в школьные автобусы, а не отправлять их пешком или  на велосипеде, а если нет такой возможности, то отводить их и забирать вечером – особенно в тех районах, где отмечена неблагополучная ситуация в сфере безопасности, посоветовал со страниц China Daily профессор Народного университета общественной безопасности Китая Чжан Хун (Zhang Hong). Школы должны открывать ворота и пропускать автобусы на территорию, чтобы не высаживать детей за воротами, добавил он. Стоит отметить, что рекомендации такого рода ничем не отличаются от повседневных рассуждений простых обывателей.

С 1 мая в городе Наньцзин, столице провинции Цзянсу, вводится патрулирование школ и детских садов. С этой целью, заявил представитель отделения милиции Гуло (Gulou) Си Цзюнь (Si Jun), 30 апреля в отделении создана "группа безопасности кампусов" из 70 охранников, вооруженных дубинками и перечным спреем. Управление общественной безопасности района Сичэнь в Пекине поспешило отчитаться, что с 29 апреля отправляет в школы и детские сады 300 милицейских "вил" (действительно смахивающее на вилы с длинными зубьями оружие самообороны). Власти  города Наньпин заявили, что такие милицейские "вилы" уже поступили в продажу.

По сообщению государственного агентства КНР, 30 апреля возле школ и детских садов в Пекине, Чэнду и Ханчжоу кружили патрульные машины милиции. По инициативе руководства одной из начальных школ города Чанша, столицы провинции Хунань, 29 апреля сформирован патрульный отряд из родителей учащихся. В то же время управление образования Чанша потребовало выделить дополнительные бюджетные средства, чтобы нанять охранников в каждую школу.

Наконец, министерство образования опубликовало 30 апреля циркуляр, в котором требует от администраций детских садов, начальных и элементарных школ ввести регистрацию всех посетителей, не имеющих непосредственного отношения к данному учебному учреждению, и усилить сотрудничество с милицией. Двумя неделями ранее министерство уже приказало детсадам и школам по всей стране нанимать охранников, устанавливать видеокамеры, а также контролировать, чтобы школьники возвращались домой в сопровождении взрослых.

Между тем стоит напомнить, что властям понадобилось чуть больше месяца, чтобы заявить, что первый из совершивших подобные нападения на детей - Чжэн Миньшэн - расстрелян где-то в городе Наньпин 28 апреля. Он был схвачен на месте 23 марта, 8 апреля суд промежуточной ступени Наньпин приговорил его к смертной казни, и 20 апреля суд высшей ступени провинции Фуцзянь отверг его апелляционную жалобу, а затем смертный приговор утвердил Народный верховный суд КНР. Как пишет China Daily, следствие установило, что он совершил преступление "в состоянии фрустрации, вызванной неудачами в романтической жизни и профессиональной деятельности". Похоже, идеологи однопартийного режима считали, что с его расстрелом проблема исчезнет сама собой.

Однако директор исследовательского центра по социальным проблемам в институте сельскохозяйственного развития Китайской академии общественных наук Юй Цзяньжун (Yu Jianrong) уверен, что Чжэн Миньшэн выбрал своей целью детей только потому, что они казались более доступными для нападения, чем чиновники,  от которых он понес "ущерб". Он пытался отомстить обществу, поскольку оказался "лузером" без жены и работы, а ведь ему было уже за 40, отмечает известный пекинский эксперт. "Это указывает на тот серьезный факт, что жертвой насилия может стать любой ни в чем не повинный человек", - заключает он.

Пока власти материкового Китая убеждены, что на фоне укрепления "сплоченности" народа вокруг однопартийного режима можно пренебречь такими понятиями, как достоинство и ценность человеческой личности, обществу угрожают всплески преступлений, совершенных как будто "под копирку" в знак протеста против чиновников. И ни смертной казнью, ни кампаниями по усилению патрулирования подобные насильственные преступления, направленные против детей - наименее защищенных от чиновничьего произвола и в силу этого кажущихся не столь ценными - предотвратить невозможно.

Комментариев нет: