Семья жалобщика из поселка Далюй (Daliu) городского округа Лохэ (Luohe) провинции Хэнань намерена подать иск против правительства поселка и двух больниц с требованием выплатить компенсацию за то, что его продержали в психиатрической больнице 6½ лет, не сообщая об этом семье, пишет South China Morning Post.
56-летний Сю Линьдун (Xu Lindong) в конце концов вышел на свободу 25 апреля. Власти поселка Далюй заключили его в психиатрическую больницу ‘Zhumadian’ в октябре 2003 года после принудительного возвращения из Пекина, где он подавал жалобу на скверное обращение с одним из соседей, у которого парализованы ноги. В декабре 2009 года его перевели в психиатрическую больницу ‘Luohe’, но семью об этом не известили. Когда члены семьи узнали, где находится Сю Линьдун, они провели в палату представившихся родственниками журналистов China Youth Daily.
В репортаже, появившемся в этой газете 23 апреля, рассказывается, что крестьянин из поселка Далюй Сю Линьдун начал подавать жалобы в 1998 году, после безуспешного иска против поселковых властей по поводу земельного спора. Его сосед, Чжан Гуйчжи (Zhang Guizhi), участвовавший вместе с ним в проигранном деле, в 2004 году также был отправлен в психбольницу ‘Luohe Mengyu’, откуда его выписали только через год.
В репортаже отмечено, что к Сю 48 раз применяли вязки, когда пациента привязывают к койке так, чтобы он не мог пошевелиться, и 54 раза – электрошок (причем в карточке записаны только пять). Помимо этого, его постоянно вводили в затуманенное состояние, давая сильные лекарства из арсенала карательной психиатрии.
По словам Сю, он "испытывал ужасные ощущения " от обожженного лба во время длившихся более часа сеансов электрошока. Он дважды пытался покончить с собой после неудачных попыток побега из больницы ‘Zhumadian’.
В соответствии с правилами, действующими в материковом Китае, с просьбой о помещении в психиатрическую больницу имеют право обращаться только близкие родственники, за исключением тех случаев, когда больные представляют опасность для общества, однако члены семьи Сю не были осведомлены о его местонахождении вплоть до июля 2007 года.
Как подчеркивает адвокат жалобщика Чан Боян (Chang Boyang)., из записей врачей, полученных семьей Сю, видно, что он поступил в больницу ‘Zhumadian’ 30 октября 2003 года, но диагноз ему поставили только через месяц, что является очевидным нарушением правил. В записях указано, что он страдает параноидальным расстройством психики. "Это же места, [предназначенные] для лечения травм и спасения жизней, но больницы, движимые получением прибыли, все чаще становятся сообщниками тех, кто у власти", - констатирует Чан.
Более шести лет власти поселка Далюй покрывали все счета за лечение Сю – от 1300 до 1500 юаней в месяц. Между тем, как сообщил пекинской Global Times 25 апреля один из родственников, проведенное теперь врачебное обследование выявило, что он здоров и может идти домой. Впрочем, добавил Чжан Даньван (Zhang Danwang), "через несколько дней он должен пройти тесты в больнице, указанной поселковым правительством".
26 апреля чиновник из департамента агитации правительства Лохэ отослал журналистов к уведомлению для прессы от 24 апреля, где говорится, что для расследования этого случая правительством Лохэ учреждена межведомственная рабочая группа. В уведомлении говорится также, что с 24 апреля отстранен от своих обязанностей заместитель председателя правительства Далюй Чжао Тинъяо (Zhao Tingyao), имя которого указано в качестве контактного лица в карточке жалобщика.
Его случай не уникален – в психбольницах заперты и другие жалобщики, которых таким образом лишают возможности подавать жалобы, говорит адвокат Чан Боян. По его словам, заместитель начальника отделения больницы ‘Zhumadian’ в частном порядке рассказал, что у больницы не было иного выбора, кроме как сотрудничать с местными чиновниками в деле заключения жалобщиков - особенно в преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине, когда вышестоящие чиновники оказывали серьезное давление на местные правительства с целью добиться прекращения поездок жалобщиков в Пекин.
Поселковые чиновники не имеют права отправлять кого-либо в психиатрические больницы, а больницы не могут принимать пациентов вне ведома их семей, отмечает профессор Юго-Восточного университета в Наньцзине Чжан Цзаньнин (Zhang Zanning), занимающийся исследованиями законодательства в сфере здравоохранения. "Следовательно, и правительство поселка, и обе психиатрические больницы могут оказаться виновными в незаконном задержании", - заявил он. Профессор подчеркивает, что " параноидальное расстройство является лишь психологическим осложнением, не требующим госпитализации".
В рамках установленной еще председателем Мао системы подачи петиций крестьянам разрешено обращаться с жалобами к вышестоящим властям, чтобы чиновники низшего уровня постоянно находились под угрозой ответственности, если из территорий, находящихся в их административном подчинении, приезжает в поисках правосудия слишком много жалобщиков. Такая система укрепляла культ личности, так как председатель Мао всегда мог заявить, что получает петиции с мест, но в современном материковом Китае чиновники методично перехватывают известных жалобщиков, отправляя их за решетку в тюрьмы и психбольницы.
Судя по недавней публикации Shanghai Daily, применение карательной психиатрии является вполне “нормальным” и в случаях, когда власти хотят пресечь распространение информации о протестах. Бывший служащий банка из Шиян (Shiyan) в провинции Хубэй был помещен в психиатрическую больницу за то, что 9 апреля фотографировал протест группы гостиничных работниц перед зданием отеля.
Милиция города Шиян без всякого обследования отправила его в психиатрическую больницу, обвинив в том, что "будучи очевидным психом, он занимался oрганизацией протеста и разжигал гнев" собравшихся. В интервью Xiaoxiang Morning Post Пэн Баогуань (Peng Baoquan) сказал, что шесть дней, проведенных в психушке, где заставляли проходить "процедуры" и принимать "неизвестные лекарства", по-прежнему преследуют его в ночных кошмарах. Вместе с ним был задержан также снимавший протест писатель Дэн Фухуа (Deng Fuhua), судьба которого остается неизвестной.
В уведомлении, опубликованном управлением общественной безопасности города Шиян, говорится, что Пэн во время допроса "нес всякую чушь", заявив якобы, что был миллионером и ключевой персоной в нескольких крупных государственных проектах. Указывая, что он страдает психическим заболеванием, милиция утверждает, что Пэн и Дэн получили от протестующих 10 тысяч юаней (1465 долларов) и призывали возбудить интерес публики к этому случаю.
Освобождению фиктивного сумасшедшего помогла бывшая жена Е Кефэн (Ye Kefeng), которая с вечера 9 апреля пыталась до него дозвониться, а на следующий день выяснила, что Пэн в психушке. По его словам, власти засекли его с 2001 года, когда он сообщил дисциплинарным органам о коррупции в банковской системе. После этого один из руководителей его банка по фамилии Ли был приговорен к 5 годам тюрьмы, однако в разоблачительном письме упоминалась и "рыба покрупнее". Другой руководитель, по фамилии Сун, забрал его клиентов и вынудил уйти с должности, добавляет Пэн.
Его попытки вернуть свой пост в банке вызвали жесткие ответные меры. В 2008 году Пэн был осужден за нарушение общественного порядка на год тюрьмы, но этот приговор "на основании психического помешательства " был заменен на более мягкий. Однако по-прежнему живущая вместe с ним Е Кефэн заявила, что получила врачебное заключение о помешательстве мужа, чтобы спасти его от тюремного заключения.
"Появляется все больше сообщений, как психиатрические учреждения используются для того, чтобы незаконно держать за решеткой и заставить молчать гражданских активистов, диссидентов и всех, кто неугоден властям", - подчеркивает Фелим Кин, эксперт по Китаю из правозащитной организации Human Rights Watch в Нью-Йорке.
По данным занимающегося этой проблемой правозащитника из провинции Хубэй Лю Фэйюэ (Lui Feiyue), в психушках находятся сотни жалобщиков. Семья Сю "долгие годы металась в поисках, но местные чиновники не пошевелили и пальцем, но как только эта история вышла в прессу и интернет, они сработали с быстротой молнии", - цитирует Reuters комментарий, появившийся 26 апреля на страницах популярной газеты южной части Китая Yangcheng Evening News .
Комментариев нет:
Отправить комментарий