среда, 16 апреля 2008 г.

Индийский праздник Рамнавами в Москве. Строительство центра ведической культуры начнется в этом году


Около тысячи человек собралось на празднование Рамнавами, одного из самых древних праздников человечества, организованное 13 апреля московской вайшнавской общиной Международного общества сознания Кришны (ИСККОН). День явления Рамачандры, идеального божественного царя, отмечается по всей Индии торжественными процессиями, во главе которых идут паланкины и колесницы с божествами Рамы и Ситы, а в храмах в течение 10 дней читают «Рамаяну» - эпос, исполненный высокого философского смысла.

Гостей московского храма встречали несколько палаток с угощениями, книгами и дисками, и концерт в пандале – большой палатке на примерно пятьсот человек, а также атмосфера толерантности и благожелательности, характерная для любых вайшнавских событий. У лотка с записями и изданиями лекций Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа, прасад - сладости и масло от господа Нарисимха Дэви – преподносили гостям девочки Соня и Кристина, назвавшие себя «юные благородные матаджи», как именуют женщин в религиозной среде вайшнавов.

Стоит отметить, что помимо дисков с mp3-записями лекций духовного лидера российских общин ИСККОН Вадима Тунеева, которых вышло уже более ста, на лотке был представлен новый философский журнал «108» - все это явно свидетельствует о непрекращающемся стремлении к духовному росту в одной из самых старых религиозных общин Москвы. Авторский стол Вячеслава Рузова (
www.ruzov.ru) также предлагал множество книг и записей лекций этого видного исследователя традиций восточного духовного знания. Чуть поодаль верующая по имени Нитья Сундари призывала возродить проект 1989 года – своеобразный кришнаитский колхоз, зародыш которого сохранился в Калужской области, в 170 км от Москвы. По ведическим писаниям, отмечает она, у вайшнавов есть семь матерей, из которых мать-земля – главная: к ней «нужно относиться с любовью, заботой и защитой». Между тем в Богданово, куда во время перестройки, чтобы удалиться от идеологического гнета компартии, намеревались переселиться члены обществ сознания Кришны, нынче постоянно живут лишь двое преданных. Летом 2008 года здесь намечено организовать палаточный лагерь, но одними усилиями добровольцев едва ли удастся сдвинуть этот проект. В наши дни для развития сельскохозяйственной общины нужен первоначальный капитал, а для того, чтобы он появился, в столице должен действовать постоянный центр ведической культуры.

Самые последние новости о строительстве храма и культурного центра сообщаются теперь посредством информационного листка «Дом Шрилы Прабхупады в Москве», первый выпуск которого распространялся на празднике. Московский комитет по архитектуре утвердил основные параметры храмового комплекса, который предполагается воздвигнуть в Молжаниновском районе: расположение зданий на участке, объемы строительства и высоту зданий. Подготовлена предпроектная документация, составляющая несколько томов, после согласования которой выбранный на конкурсной основе проектный институт должен разработать проектную документацию. На подготовку и согласование последней может уйти около года. Все архитекторы, отмечают авторы листка, тепло отзываются об эскизном проекте храма, который разработал Ариндама Прабху, отмечая оригинальный характер здания, столь отличающегося от надоевших за период лужковского правления однотипных торговых центров. В начале 2008 года создан управляющий совет строительства храма, состоящий из имеющих опыт в строительстве членов московской общины ИСККОН.

Проект московского храма обсуждался и в ходе состоявшегося недавно в Маяпуре (Индия) ежегодного заседания GBC – Руководящего совета ИСККОН. В октябре этого года в Маяпуре начнется строительство духовного центра ИСККОН, опыт подготовки которого должен помочь в работе над московским проектом. Как сообщил духовный лидер российской общины Бхакти Вигьяна Госвами (Вадим Тунеев), к участию в московском проекте подключились такие опытные наставники (садху), как управляющий ИСККОН в Англии и Ирландии Прагхоша Прабху и успешно занимавшийся сбором средств для бомбейского храма ИСККОН в Джуху Девакинандана Прабху. Роль Москвы в международном сообществе вайшнавов в последние годы значительно возросла: об этом свидетельствует и тот факт, что духовный лидер российской общины ИСККОН возглавил один из семи комитетов, созданных на внеочередном заседании GBC в октябре 2006 года. С тех пор возглавляемый им комитет по преемственности и образованию добился, по его словам, «существенных успехов».

Однако из-за задержек с реализацией проекта московского храма естественное развитие российской общины ИСККОН тормозится. Как отметил генеральный секретарь Российских обществ Сознания Кришны Радха Дамодар (Сергей Зуев, недавно, кстати, отметивший свое 55-летие), те 40 шикша-гуру, что являются духовными наставниками российских преданных в регионах, в обычных условиях должны были бы плавно переходить на более высокий уровень дикша-гуру, к числу которых принадлежит Бхакти Вигьяна Госвами. Но пока даже в Москве нет постоянного храма, а богослужения и учебная деятельность проходят в арендованных зданиях, развиваться трудно. Более того, строительство используется для собственной политической раскрутки такими оставшимися не у дел структурами, как движение «Местные», представители которого устроили недавно у площадки будущего храма в Молжаниново акцию протеста (хотя осталось неясным, во имя каких возвышенных целей проводился этот митинг, но о более низких интересах сообщалось: по 200 рублей на участника). Впрочем, представители движения не добились даже толкового пиара, ведь строительство центра индийской культуры москвичами в основном приветствуется. Стоит отметить, что праздники, проходящие на площадке у Ленинградского проспекта, неизменно собирают весьма представительное интернациональное сообщество. Гостей и организаторов нынешнего Рамнавами приехал поздравить посол Республики Индия в Российской Федерации г-н Прабхат Шукла, выразивший надежду на укрепление и развитие культурных и экономических связей между нашими странами. Однако на площадке, где так ничего не появилось, кроме вагончиков, из которых компанией «Донстрой» сооружен временный храм, способный вместить лишь небольшую часть верующих, и такого же временного пандала, дипломатический лимузин посла выглядел символическим напоминанием о том, что для развития упомянутых связей усилий одной стороны явно недостаточно.

Хорошо известно, что длившийся уже довольно долго процесс строительства центра ведической культуры на Ленинградском проспекте был прерван из-за ошибок московских чиновников, которые за словами о международном сотрудничестве слишком часто скрывают отсутствие всяких реальных дел. Конечно, вайшнавы как религиозная организация представляют мало интереса для тех из них, чьи коррумпированные устремления направлены на скорое решение в отношении других, более выгодных, проектов строительства – бизнес-центров и дорогостоящих высотных зданий. Но это отнюдь не означает, что российская столица должна и далее демонстрировать зарубежным дипломатам вместо центра ведической культуры, о желании возвести который давно заявили российские вайшнавы, некую пустоту и разруху. Многие наблюдатели выражают уверенность, что со сменой столичной власти, о которой сегодня не говорит только ленивый, вопрос о проекте храмового комплекса будет разрешен в самое скорое время, и строительство московского храма ИСККОН начнется уже в этом году.

На фото Newsru.com: Бхакти Вигьянa Госвами, посол Индии в РФ Прабхат Шукла и президент Ассоциации индийцев России Санджит Кумар Джха на празднике Рамнавами в Москве 13 апреля 2008

Комментариев нет: