Более 150 тибетцев из уездов Ньягчука (китайское название: Яцзян) и Литханг (Литан) Ганьцзы-Тибетского автономного округа провинции Сычуань арестованы в ходе начавшихся 5 декабря мирных выступлений напротив администрации уезда Ньягчука с призывом освободить духовного наставника.
60 тибетцев, в основном жители деревни Отхок (Othok), собрались 5 декабря у зданий правительства уезда Ньягчука, чтобы поддержать 7 молодых тибетцев, пришедших с петицией, призывающей освободить досточтимого духовного учителя. Они отказывались разойтись, пока Тензин Делек Ринпоче не будет выпущен из тюрьмы.
Все были задержаны и отправлены ночью 5 декабря в расположение уездного гарнизона вооруженной милиции. После этого тибетцы из разных мест уезда Ньягчука направились к зданиям уездной администрации, чтобы добиться их освобождения. По сообщению “Rаdio Free Asia” (RFA), в уездном центре Ньягчука были закрыты все лавки и другие предприятия, тогда как “туристов из местных отелей выселили и отправили под охраной подальше”.
В другом месте под названием Тханг Карма (Thang Karma) около 300 тибетцев окружили административные здания, также требуя немедленного освобождения Тензина Делека. Несколько сот тибетцев, намеревавшихся с тем же требованием провести шествие протеста к комплексу зданий правительства Ньягчука, заблокированы солдатами неподалеку от уездного центра в местечке На-ронг (Na-rong).
Значительное подразделение солдат вооруженной милиции прибыло в местечко Тханг Карма, где с целью запугивания местных жителей проводятся учения. По информации RFA, от пятисот до шестисот тибетцев из поселений Голок и Отхок заблокированы китайскими войсками “в месте, называемом Yishin” (по-видимому, китайское название На-ронг). Причем большинство местных жителей, остановленных китайскими солдатами по пути в Ньягчука, это “пожилые тибетцы 50-60-летнего возраста, которые просто хотят увидеть Тензина Делека Ринпоче”.
По словам одного местного тибетца, “в отсутствие Ринпоче нет никого, обладающего подобным моральным статусом, чтобы разрешать местные конфликты, касающиеся пастбищ и подобных вопросов”, а “у китайских властей нет причин применять оружие, так как они не выступают против Китая, не нарушают законов страны, и не пропагандируют сепаратистскую активность”. Тибетцы просто сидят на дороге, отметил источник RFA.
Группа из семи тибетцев отправилась в Чэнду, столицу провинции Сычуань, чтобы передать властям на уровне провинции петицию с требованием освободить тулку, указывая, что Тензин Делек Ринпоче был “в 2002 году ложно обвинен и приговорен судом высшей ступени провинции Сычуань”. Но по пути все 7 были арестованы и содержатся в расположенном неподалеку от Чэнду местечке под названием Тху-ченг (Thu-cheng), где имеется большая тюрьма, в которой отбывают срок политзаключенные.
За время, прошедшее после ареста по обвинению в организации взрыва в парке города Чэнду 7 апреля 2002 года тибетского тулку, известного под мирским именем A’an Zhaxi, китайские власти так и не предоставили его семье ни копию судебного постановления, ни уведомления по его процессу. В январе 2003 года Тензин Делек Ринпоче передал из тюрьмы аудиозапись, в которой настаивал на своей невиновности.
Еще один обвиняемый по этому делу Лобсанг Дхондуп был приговорен к смертной казни - приговор приведен в исполнение 26 января 2003 года. В результате продолжительной международной кампании протеста против смертного приговора с отсрочкой на два года, вынесенного Ринпоче в декабре 2002 года судом средней ступени округа Ганьцзы, 26 января 2005 года суд высшей ступени провинции Сычуань изменил ему меру наказания на пожизненное заключение.
Тензин Делек Ринпоче, которому исполнилось 60 лет, “искренне считается лидером общины” среди живущих в провинции Сычуань тибетцев, подчеркивает эксперт по Тибету из Колумбийского университета Робби Барнетт (Robbie Barnett). “Он помогал им противостоять разработке их общинного достояния шахтными и лесными компаниями”, - добавляет ученый.
По его мнению, этот протест с призывом к освобождению Ринпоче “крайне важен, так как это классическая модель гражданского протеста”. “А гражданский протест всегда есть что-то такое, что властям наиболее трудно оспорить, - отмечает Барнетт. – Значит, для представителей государства, если они пойдут на крайние меры, это составит определенную проблему”.
Комментариев нет:
Отправить комментарий