воскресенье, 5 марта 2006 г.

Снова "неведомые нацисты". Московский Антифашистский центр намерен добиться уголовного преследования организаторов "Правого марша" 4 ноября 2005 года

Московский Антифашистский центр (МАЦ) намерен вновь обжаловать в Мосгорсуде постановление прокуратуры об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении организаторов "Правого марша" 4 ноября 2005 года. Об этом заявил 1 марта в Независимом пресс-центре председатель Московского Антифашистского центра (МАЦ) Евгений Прошечкин.

Как следует из постановления от 12 декабря 2005 года, которое подписал заместитель прокурора города Москвы С.Ю. Лапин, после проведенных в Москве 4 ноября 2005 года, в День народного единства, шествия и митинга в столичную прокуратуру поступили из ГУВД Москвы справочные материалы и видеокассеты с записью этого события "для правовой оценки на предмет наличия признаков, характеризующих возбуждение межнациональной вражды и ненависти". С заявлениями по этому поводу в Прокуратуру города Москвы обратились председатель Комиссии по правам человека при мэре Москвы Михаил Мень и председатель МАЦ Евгений Прошечкин. В то же время депутат от ЛДПР Николай Курьянович потребовал привлечь к ответственности "лиц, пытавшихся воспрепятствовать шествию, на предмет наличия в их действиях признаков преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ". Отметим, что данная статья предусматривает ответственность за акты терроризма, каковыми, очевидно, по мнению депутата Курьяновича, следует считать метание в колонну националистов презервативов и петард.

В ходе проверки выяснилось, что префектура Центрального административного округа (ЦАО) г. Москвы рассмотрела и согласовала поступившие 21 октября 2005 года уведомления "Евразийского союза молодежи" о проведении 4 ноября с 11.15 до 12.00 шествия по маршруту: Чистопрудный бульвар - Покровский бульвар - Яузский бульвар - пл. Яузские ворота - ул. Солянка - Славянская площадь. С 12 до 13 часов дня предполагался митинг с количеством участников до одной тысячи человек. В уведомлении сообщались следующие лозунги события: "Слава России!", "Россия принадлежит нам!", "За национальное единство". Уже 26 октября - через пять дней - в адрес организаторов были направлены соответствующие уведомления заместителя префекта ЦАО С.А. Васюкова за №14-38-2058/5 и №14-38-2042/5.

Прокуратура установила, что еще до старта заявленного события, в 10.30 утра, милицией у станции метро "Чистые пруды" были задержаны и доставлены в дежурную часть ОВД Басманного района девять человек, обозначивших себя членами организации "Русское национальное единство" (РНЕ). Причиной задержания стало то, что участник акции В.А. Суханов "имел на одежде символику РНЕ в виде нацистской свастики, публично демонстрировал ее и раздавал гражданам печатную продукцию РНЕ, агитируя к вступлению в данную организацию". Заметим, что в данном документе прокуратура определила символ РНЕ как "нацистскую свастику", хотя ранее утверждалось, что это безобидный языческий "коловрат". Известно, впрочем, что в ходе предвыборной кампании 1999 года мэр Москвы Юрий Лужков публично выступил с запретом намеченного в столице съезда "Русского национального единства", хотя, как считают политтехнологи, этот съезд, и показанное телевидением шествие 50 эрэнешников, вполне могли быть грамотным предвыборным ходом, сделанным командой самого мэра.

Далее на Суханова был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.3 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ, предусматривающей наказание за "демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики". По постановлению мирового судьи участка № 359 В.Е. Савушкиной Суханов подвергся административному аресту сроком на 5 суток "с конфискацией нацистской символики". Видимо, именно в этот день статья 20.3 КоАП работала, поскольку 5 декабря 2005 года издатель газеты "Я - русский" Виктор Гужов получил в Самаре за аналогичное деяние лишь предупреждение об ответственности по данной статье. С другой стороны, еще в июле 2003 года секретарь Нижегородского регионального отделения Национал-большевистской партии (НБП) Дмитрий Елькин, участник митинга против милицейского и бюрократического произвола, проходившего 26 июня около здания аппарата полпреда президента РФ в Приволжском ФО, был в связи с демонстрированием уставной символики НБП признан виновным по той же статье 20.3 КоАП.

Прокуратура города Москвы не нашла оснований для отмены постановления об аресте Суханова (хотя никто вроде и не требовал это постановление проверять). Остальных же задержанных, объявивших себя членами РНЕ Александра Баркашова, в милиции проверили на предмет наличия регистрации и отпустили. Далее старший советник юстиции С.Ю. Лапин отмечает, что на организаторов шествия и митинга Ю.Е. Горского и А.С. Михайлова за превышение количества участников мероприятия были сотрудниками ОВД "Китай-город" составлены протоколы об административном правонарушении по статье 20.2 КоАП РФ (нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, шествия или пикетирования). По постановлению мирового судьи участка № 370 Тверского района Н.А. Дятловой, 7 ноября А.С. Михайлов и 8 ноября Ю.Е. Горский были признаны виновными и оштрафованы на 500 рублей каждый.

Такому же штрафу - в размере 500 рублей - подверглись решением начальника ОВД Таганского района граждане А.В. Платонов и И.Д. Мартынов, которые у дома № 9 по Покровскому бульвару "бросили в сторону шествующих 2 петарды и несколько сигнальных огней типа "файер". Дела других участников протеста против шествия, на которых были также составлены протоколы об административных правонарушениях по статье 20.1 КоАП (мелкое хулиганство) - это были А.А. Матроскин, Д.Г. Губанов, И.Ю. Савельев, М.В. Иванов, М.В. Соколов, - направлены в Московскую область "для рассмотрения по месту жительства".

В ходе проверки были расшифрованы видеозаписи, полученные из ГУВД Москвы, с выступлениями следующих ораторов: Валерий Коровин, П.В. Зарифуллин, Егор Холмогоров, депутат Государственной Думы РФ Николай Курьянович, А.А. Поткин (Белов), Ю.Е. Глазков (Горский). Прокуратурой были опрошены лидеры и организаторы митинга: начальник федеральной сетевой ставки общероссийского молодежного общественного движения "Евразийский союз молодежи" (ЕСМ) П.В. Зарифуллин, лидер "Движения против нелегальной иммиграции" (ДПНИ) Александр Поткин (Белов), лидер движения "Правда" Виктор Якушев, лидер "Славянского союза" (СС) Дмитрий Демушкин.

Зарифуллин сказал, что целью шествия и митинга было "желание отметить День национального единства и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов". Однако "выступления его и других участников касались противодействия так называемому феномену "оранжевой революции" и недопущения такого явления в России", говорится далее в постановлении столичной прокуратуры. На митинге, пояснил он, не было никаких выступлений экстремистского характера, к тому же "ни руководством организации, ни участниками движения не преследовалась цель возбуждения в обществе национальной, расовой или религиозной вражды, так как это противоречит основным задачам ЕСМ, объединяющей представителей различных народов и конфессий России". Лидер ЕСМ Валерий Коровин дал "аналогичное объяснение". Поскольку только ЕСМ среди прочих организаторов марша зарегистрирована органами юстиции, он, П.В. Зарифуллин и Юрий Горский обращались с заявкой в префектуру по поводу митинга.

Координатор центра общественных связей ДПНИ Поткин заявил, что представляет незарегистрированную органами юстиции организацию и что основные ее цели изложены в документе "Цели и задачи ДПНИ ", "размещенном открыто на ряде сайтов в сети Интернет". Целями ДПНИ, по его словам, являются: "Доведение до сведения государственных, общественных и иных организаций информации об опасности нелегальной миграции; выработка предложений по совершенствованию миграционного законодательства; содействие правоохранительным органам по данным вопросам" и другие, "не преследующие разжигания межнациональной, расовой или религиозной вражды". По-видимому, в соответствии с этими целями Поткин высказывал, по его собственным пояснениям, следующие лозунги: "Смерть оккупантам", "Смерть террористам", "Смерть наркоторговцам", "Слава России", "Слава русскому народу"; а также выдал афоризм: "Мне безразлично, приедут ли оккупанты на танках с Запада, или спустятся с мешком героина с гор". "Он считает, что его лозунги, а также транспаранты, использовавшиеся ДПНИ во время шествия, не являются экстремистскими, - пишет заместитель столичного прокурора Ляпин. - Он также не слышал, чтобы в момент проведения шествия и последующего митинга, кто-то из участников призывал к какой-либо розни или ненависти по признакам национальности, расы, религиозной принадлежности, либо выкрикивал фразу "Хайль Гитлер". Странно было бы, если бы Александр Белов сказал иначе. Опять же "аналогичные объяснения" дали руководители еще двух незарегистрированных движений: В.М. Якушев от движения "Правда" и лидер СС Дмитрий Демушкин. Кстати, Д.Н. Демушкин отметил, что на митинге вообще не выступал.

Опросили и корреспондента отдела СНГ и региональной политики газеты "Московский комсомолец" М.С. Мошкина, который назвал свою публикацию о событиях 4 ноября 2005 года "Коричневый восход". Тот пояснил, что во время следования в колоннах ЕСМ и ДПНИ "не слышал призывов и не видел плакатов нацистского содержания". Однако, как сказано в тексте прокурорского постановления, "ему стало известно, что после митинга, когда площадь начала пустеть, появилась группа молодых людей, чье поведение было расценено большинством участников "Правого марша", как откровенно провокационное и дискредитирующее идею мероприятия и людей, в нем участвующих. По словам очевидцев, молодые люди поднимали руки в нацистском приветствии и выкрикивали националистические лозунги". Именно так это выглядит в тексте - пришли какие-то непонятные фашисты после нормальных людей и всю малину испортили.

Еще взяли пояснения у милиционеров. С представителями ЕСМ и прочими организаторами "лично проводили профилактические беседы" начальник УООП ГУВД города Москвы А.С. Лаушкин и заместитель командира оперативного полка милиции ГУВД города Москвы В.Е. Домашев, так что, по их словам, "лозунгов, явно направленных на разжигание межнациональной вражды и розни, не имелось". Среди приличествующих закону и порядку милиционеры запомнили такие: "Русские идут", "Слово и дело", "Русский порядок", "Россия против оккупантов", "Защитим русских везде", а также "подобного содержания". Тут, заметим, инонациональным "оккупантам" уже войну объявили, а наша милиция - дали пояснения еще милиционеры А.П. Костюткин, А.В. Капитанов, В.Н. Баранюк, С.В. Занин и А.В. Бакаев - все ждет чего-то более серьезного (неужели печально известного "бей... и спасай..."?). Зато этих, которые петардами бросались, милиционеры осудили, говорят, "провокационные действия" это были, "чтобы устроить массовые беспорядки".

По факту "применения неизвестными лицами пиротехнических средств" и по заявлению депутата Николая Курьяновича прокуратура города Москвы также провела проверку, и 3 декабря 2005 года отказала в возбуждении уголовного дела против вышеупомянутых Мартынова и Платонова по части 2 статьи 213 (групповое хулиганство) и статье 205 УК(терроризм) за отсутствием состава преступления.

Наконец, специалисты НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ тоже поработали - провели экспертизу представленных ГУВД видеокассет, на которых зафиксированы переговоры милиционеров с организаторами шествия на Чистых прудах и митинга на Славянской площади. На кассете "под барабанный бой выкрикиваются лозунги "Россия все, остальное ничто!", "Русские вставай, Россия для русских!", "Россия для русских, Москва для москвичей!", сообщает заместитель прокурора столицы. Далее вновь играют барабаны, выкрикиваются лозунги "Русские вперед!", "Слава России!", "В России русский порядок!". Но здесь специалисты не заметили ничего предосудительного, только в выступлениях Валерия Коровина и П.В. Зарифуллина стыдливо углядели "некоторые экстремистские высказывания". И те звучали в адрес в общем-то "допустимых" для этих высказываний политических лидеров и политических режимов стран СНГ - Украины, Грузии, Латвии (кстати, Евгений Прошечкин все-таки отметил для "специалистов НИИ при Генеральной прокуратуре", что Латвия в СНГ не входит). Да, были еще "призывы бороться против "оранжевого режима" на Украине, участвовать в свержении нелегитимного преступного режима господина Ющенко". Ну, что ж, это можно, делается вывод, поскольку "в соответствии с требованием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" ответственность за осуществление экстремистской деятельности устанавливается в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации".Так что, если бы упоминался "человек РФ", то высказывание считалось бы "экстремистским", а "человека СНГ", тем более Украины и Грузии, можно, очевидно, по-всякому склонять.

В итоге прокуратура города Москвы не обнаружила никаких оснований для возбуждения уголовного дела по признакам статей 280 и 282 УК РФ. О чем гражданам Михаилу Меню и Евгению Прошечкину и сообщил 12 декабря 2005 года, приложив процитированное выше постановление, начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности Е.П. Сидоров. Но гражданин Прошечкин не согласился с принятым решением и подал на столичную прокуратуру в суд. Он указал, что доктору психологических наук О.Д. Ситковской, которая назвала свое заключение "научной консультацией", не дали подписать экспертное заключение, а подписал его почему-то руководитель отдела юридической психологии НИИ, который эту экспертизу как раз и не делал. Ей также не предоставили для экспертизы видеокассету ФСБ, расшифровка которой упоминалась в материалах прокуратуры. В связи с этой видеокассетой Евгений Прошечкин припомнил, что на митинге звучали такие слова: "Мы находимся под внешним и внутренним игом, мы вынуждены жить среди нежити, нечисти, нерусси… Друзья, наша цель – русская Россия, где русский народ обретет свои права, где мы, наконец, сможем быть собой". Эту цитату из речи, которую произнес главный редактор журнала "Спецназ России" Константин Крылов, председатель МАЦ считает призывом к межнациональной розни. Он также потребовал допросить и других авторов газетных статей о "Правом марше", в частности, очевидца событий Семена Чарного.

Прокурор Е.В. Левшина против удовлетворения жалобы возражала. В ходе процесса суду было заявлено, что прокуратурой города Москвы и так были изучены три видеокассеты, две из которых содержали материалы шествия и митинга 4 ноября, а третья касается событий футбольного матча 6 ноября 2005 года. Кассета, запись на которую была произведена сотрудниками ФСБ, ничего особенного по сравнению с этими тремя не содержит, считает прокуратура."Доводы заявителей о фактах демонстрации 4 ноября 2005 года фашистской атрибутики в виде вскидывания правой руки, выкриков "Зиг хай" не могут быть приняты во внимание, поскольку эти действия не подпадают под признаки уголовно наказуемого деяния, а содержат состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 20.3 КоАП РФ, поэтому на существо принятого прокурором решения не влияют", - отметила судья Замоскворецкого районного суда Л.А. Карагодина. 15 февраля она оставила жалобу МАЦ на процитированное выше постановление прокуратуры города Москвы без удовлетворения. Теперь Евгений Прошечкин намерен обратиться в Мосгорсуд, чтобы обжаловать уже постановление Замоскворецкого районного суда по жалобе на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела Мосгорпрокуратуры.

Между тем 23 февраля нынешнего года в марше, отправившемся от Триумфальной площади, вновь проявили себя неведомые нацисты. Газета "Известия" со ссылкой на Русскую службу Би-би-си отметила, что "вместе с коммунистами по Тверской улице прошествовали также представители казаков, отставных офицеров и даже черносотенцев", которые у мэрии выкрикивали популистские лозунги. "А еще через сто метров по направлению к Кремлю зазвучал другой рефрен - страшный, дикий и, к ужасу, звучащий то там, то здесь в наших российских палестинах: "Зиг хайль!", - с горечью отмечает далее газета.

Комментариев нет: