skip to main |
skip to sidebar
Как передает гонконгское радио RTHK, газета парткома провинции Цинхай сообщила, что "на днях" в Хуаннань-Тибетском автономном округе за “подстрекательство к сепаратизму” приговорены к тюремному заключению на срок до 6 лет четверо тибетцев.
В заметке Qinghai Daily, опубликованной 12 апреля, говорится, что один из них отправлял фотографии и информацию, касающуюся тибетского “сепаратизма”, внешним силам через интернет-чат. Еще один делал снимки участников огненных протестов, и пересылал их членам тибетских сепаратистских организаций. Оба приговорены к 6 годам тюрьмы. Двое остальных получили меньшие сроки за обработку и редактирование фотографий и текстов о самосожженцах и распространение сепаратистских материалов.
В более подробном изложении сообщения партийной газеты уточняется, что обвиняемый в “подстрекательстве к расколу” по имени Чопа Гьял (Choepa Gyal) приговорен судом средней ступени к 6 годам и лишению политических прав на 3 года за пересылку через чат QQ.com фотографий и информации о тибетских самосожжениях, а также за обсуждение тем, “относящихся к сепаратизму”. Намкха Джам (Namkha Jam) приговорен к 6 годам лишения свободы и 2 годам лишения политических прав за съемку самосожжений и пересылку через интернет членам тибетских “сепаратистских” организаций за пределы Тибета и внутри Тибета.
Чактхар (Chagthar) получил 4 года тюрьмы и 2 года лишения политических прав. По документам суда, Чагтхар знал о самосожжениях и в трех случаях сделал и отредактировал фотографии и тексты, которые затем распространялись. Гонбе (Gonbey) приговорен к трем годам тюрьмы и году лишения политических прав за пересылку и распространение фотографий и “сепаратистского” контента.
Судебные процессы прошли в уездах Ребконг (кит. Тунжэнь) и Цеког (Цзэку) округа Малхо (тибетское название региона в провинции Цинхай). Информацию об этих приговорах подтверждает сайт Центральной тибетской администрации (ЦТА) в Дхарамсале, однако первый осужденный упоминается здесь как Янгкьяб Гьял (Yangkyab Gyal), а последний как Гонпо (Gonpo).
Это не первый подобный процесс: ранее сообщалось о других осужденных за пересылку фотографий и информации о самосожжениях для публикации на зарубежных сайтах. В марте трое тибетцев были осуждены на срок от 2 до 6 лет в уезде Пинъань провинции Цинхай. 31 января в провинции Ганьсу 8 тибетцев были приговорены к тюремному заключению по обвинениям, напрямую связанным с самосожжениями.
Между тем 11 апреля вышел из тюрьмы тибетский активист по имени Лхацок (Lhatsog), житель деревни Лунгкар (Lungkar) в уезде Чигдрил округа Голок (кит. уезд Цзючжи, Голо-Тибетский автономный округ), осужденный по обвинению в пересылке информации за границу и подстрекательстве к протестам.
Лхацок был приговорен к 6 годам тюрьмы за участие в мирных протестах в преддверии Пекинской Олимпиады 2008 года. Среди местных жителей он известен как отважный борец, готовый даже под угрозой смерти “признать свою причастность к борьбе за полную независимость”. В ходе следствия он подвергался “изнурительным допросам и пыткам”.
Пока неясно, по каким причинам он был выпущен досрочно, проведя в заключении пять лет из шести по приговору. “Он никак не ожидал, что его освободят”, - отметил источник RFA. Собравшиеся встречать его монахи из соседних уездов Мато (Matoe), Пема (Pema) и Гаде (Gade) заметили, что Лхацок испытывает трудности при ходьбе.
По сведениям Тибетского центра прав человека и демократии (TCHRD), двое монахов, осужденных за участие в тибетских протестах в Лхасе в марте 2008 года, также вернулись из печально известной тюрьмы Чушул (Chushul) в плохом состоянии. Лобсанг Нгодуп (Lobsang Ngodrub), 34 лет, и Сопа, 35 лет, вышли на свободу в марте, полностью отбыв 5-летний срок заключения. Заметно, что Сопа страдает от нарушений психики, что показывает, что в тюрьме Чушул он “перенес жестокие пытки”, отмечает TCHRD.
Лобсанг Нгодуп находится на лечении в больнице города Синин, административного центра провинции Цинхай. Сопа вернулся в свое прежнее жилище в монастыре Манге (Mang-Ge) в уезде Сершул округа Карцзе (кит. уезд Шицюй, Ганьцзы-Тибетский автономный округ провинции Сычуань), где за его перемещениями постоянно следят агенты органов безопасности, сообщает TCHRD.
Между тем 8 апреля задержан монах того же монастыря Манге, вышедший на одиночный пикет с требованием возвращения Далай-ламы на родину. По данным независимого информационного сайта Phayul.com в Дхарамсале, 20-летний Тхапге (Thapgay) провел акцию протеста около 3.30 по местному времени в уезде Сершул. О его местонахождении и состоянии пока сведений нет.
Тхапге является уроженцем поселения Манге Дева в округе Карцзе; его родители – Мигьюр (Migyur) и Ига (Yiga). Он поступил в монастырь в юном возрасте и проявлял серьезный интерес к тибетской проблеме.
В дни, когда отмечается третья годовщина разрушительного землетрясения в тибетском регионе Кьегудо исторической провинции Кхам (кит. автономный район Юйшу, провинция Цинхай) 14 апреля 2010 года, оттуда снова приходят печальные новости.
В результате подземных толчков силой 7,1 балла и афтешоков в округе Кьегудо были разрушены жилища, школы и монастыри, а число погибших составило почти 2700 человек. По официальным данным, в результате землетрясения были повреждены 87 из 238 монастырей Юйшу, причем древний монастырь Трангу и два других разрушены полностью.
В январе 2011-го китайские чиновники заявили, что тибетский поселок Цзекундо (Гьегу), где в результате землетрясения лишились своих жилищ более 100 тысяч человек, решено превратить в туристический центр под новым названием "город Саньцзянъюань". По данным VOA, в ближайшее время в ходе реконструкции подвергнутся принудительному выселению еще 600 человек, в основном тибетцы.
9 апреля местные жители выступили против принудительного выселения из домов и захвата земельных участков. 6 тибетцев получили серьезные ранения; пострадали также четыре солдата вооруженной милиции. Как сообщается на официальном сайте Центральной тибетской администрации (ЦТА), 21 участник массового протеста арестован или задержан.
"Конфликт вызван возмущением местных тибетцев, протестующих по поводу сноса восстановленных домов и палаток", подтверждает Voice of America (VOA). В начале апреля китайские солдаты начали крушить дома в Кьегудо, где были заново построены тысячи жилищ. По словам местных источников, "в результате восстановительных работ подверглись выселению тибетцы, живущие в области Ришукгул (Rishuggul) и вокруг средней школы Юйшу", то есть там, где до землетрясения были пустые или сельскохозяйственные участки.
Дома сносятся под предлогом незаконного проживания (при отсутствии прописки), или как возведенные на участках, принадлежащих правительству. Чиновники объявили, что намечается снести еще 200 домов, чтобы освободить площадки под промышленное строительство и для частных владельцев.
Вследствие захвата земельных участков китайскими чиновниками несколько тысяч тибетцев в Кьегудо остаются на положении бездомных. Безуспешно оспаривая принудительные выселения и не дождавшись помощи от центрального правительства, две женщины прибегли к крайней форме протеста – самосожжению.
Первый из этих актов произошел в Пекине еще в сентябре 2012 года, но известно о нем стало намного позже, в январе 2013-го. Как сообщалось, 62-летняя тибетская женщина отправилась в столицу после того, как местные чиновники в Кьегудо отказали ей в просьбе сохранить дом, унаследованный от предков. После отчаянного протеста ее доставили в больницу с тяжелыми ожогами.
Вторая женщина подожгла себя в конце марта в самом Кьегудо, пытаясь остановить бригаду крушителей, прибывшую разрушать ее дом, сообщил Radio Free Asia (RFA) один из жителей региона. Однако тибетцам удалось потушить пламя и ее состояние "не опасно для жизни". Пока неясно, идет ли речь о сносе дома в пригороде Кьегудо под названием Сенгцзе (Sengdze), где жил ее тесть Нгодуп (Ngodrub).
По сведениям RFA, тибетец по имени Гоге (Gogey), отец большого семейства с 10 детьми, также угрожал поджечь себя в знак протеста против изъятия своего земельного участка. По словам источника, в монастырях были организованы молебны за его здоровье.
В течение всего процесса восстановительных работ продолжаются тибетские протесты, вызванные отсутствием гласности и отклика на пожелания местных жителей. Несмотря на то, что Кьегудо является тибетской территорией с ярко выраженной тибетской идентичностью, чиновники практически исключили участие тибетцев в разработке планов реконструкции.
Суд средней ступени города Юнчжоу (Yongzhou) в провинции Хунань 12 апреля отказался удовлетворить иск матери, у которой была похищена и изнасилована 11-летняя дочь. 40-летняя Тан Хуэй (Tang Hui) добивалась компенсации за лишение свободы в трудовом лагере, связанное с требованием ужесточить наказание для похитителей.
22 января Тан Хуэй подала административный иск против комиссии по перевоспитанию через труд (лаоцзяо), потребовав выплатить 1463,85 юаней за лишение свободы на девять суток в трудовом лагере, и 1 тысячу юаней за психологический ущерб, а также принести письменное извинение.
В ноябре 2012-го комиссия отказала ей в выплате компенсации. Эта комиссия, состоящая из ветеранов, сотрудников жилкомхоза и мелких чиновников, может без суда лишать человека свободы на срок до 4 лет.
В соответствии с вердиктом суда, приговор в отношении Тан Хуэй, вынесенный комиссией Юнчжоу в августе 2012 года, основывался на фактах нарушения закона, является ясным и законным. Тан Хуэй сказала после процесса, что подаст апелляцию.
"Это ошибочное решение", - заявил один из ее адвокатов Сюй Липин (Xu Liping), добавив, что вердикт будет обжалован в суде высшей ступени в течение 15 дней.
"Она в чрезвычайном отчаянии, она утратила веру в закон, - отметил другой адвокат Си Вэйцзян (Si Weijiang). - Она долго стояла перед зданием суда со слезами на глазах".
Своих корреспондентов для освещения процесса направили многие издания, включая Beijing News и Guangzhou Daily. Но журналистов не впустили в зал суда даже за час до заседания, хотя судебные чиновники обещали днем ранее, что после регистрации допустят всех. На однодневном процессе присутствовали только представители государственных агентств. И только один из пяти родственников Тан Хуэй смог попасть в зал, где слушалось дело, пишет South China Morning Post.
В ходе заседания, продолжавшегося около пяти часов, Тан Хуэй более 10 минут рассказывала о болезненных мучениях в лагере трудового перевоспитания, из-за которых она едва не дошла до самоубийства. Ее 80-летняя мать также выступила свидетелем.
В перерыве адвокат Си Вэйцзян сообщил журналистам, что глава комиссии по лаоцзяо, между прочим, заместитель председателя городского правительства и начальник управления общественной безопасности Юнчжоу, отказался от явки в суд, заявив, что ему нужно "разобраться со смертельным дорожным происшествием". Он отклонил предложение суда заключить примирительную сделку во время перерыва в процессе.
В августе 2012 года Тан Хуэй была отправлена в центр трудового перевоспитания на 18 месяцев за "серьезное нарушение общественного порядка, оказавшее негативное влияние на общество". Ее вина состояла в пикетировании перед комплексом местного правительства. Но уже через 8 дней ее выпустили на свободу, поскольку эта история вызвала бурю негодования в прессе и широких общественных слоях.
В октябре 2006 года ее дочь была похищена и более ста раз подвергалась изнасилованию. 11-летнюю девочку удалось спасти только через три месяца. Суд в провинции Хунань приговорил двоих похитителей к смерти, четверо получили пожизненный срок, еще один был осужден на 15 лет тюрьмы.
Тан Хуэй выражала неудовлетворенность этим вердиктом, считая его слишком мягким. Она утверждала, что свидетельства были сфальсифицированы, а тот факт, что ее дочь указала на двух офицеров местной милиции как на насильников, следствие умышленно проигнорировало.
В своем выступлении на процессе один из адвокатов отметил, что комиссия незаконно ущемила личную свободу Тан Хуэй, иначе приговор не был бы отменен. В ответ адвокат комиссии заявил, что приговор был отозван с учетом того, что она имеет несовершеннолетнюю дочь и должна присматривать за пожилой матерью.
Когда стало известно, что 28 января иск Тан Хуэй принят судом, такая новость оказалась весьма подходящей для партийной пропаганды. Как раз 8 января завершилась сессия общенациональной конференции по вопросам политико-юридической работы, на которой было озвучено обещание реформировать систему лаоцзяо.
Как подчеркивает заместитель президента университета политической науки и права Китая Ма Хуайдэ (Мa Huaide), это дело упоминалось как некая веха в подготовке реформы. "Хотя Тан Хуэй проиграла дело, запущенные этим процессом дискуссии в обществе не прекратятся", - отметил он.
Но пока официальные заявления о необходимости ликвидировать или изменить лаоцзяо остаются пустыми словами. Десятки тысяч граждан материкового Китая по-прежнему лишены свободы в лагерях трудового перевоспитания, где царят принудительный труд, издевательства и пытки.