По сообщению Associated Press, не отвечают также телефоны одного из его ассистентов и студии художника в пекинском районе Caochangdi, где 3 апреля был проведен обыск. В постах на связанных с его студией аккаунтах Twitter говорится, что прибывшие в студию милиционеры предъявили ордер на обыск и забрали 8 его сотрудников. Еще двое сотрудников оставались в студии, пока шел обыск, но вокруг были натянуты ленты с предостережениями 'проход запрещен', а главный вход в студию и выход во двор сторожили около 20 милиционеров. В квартале отключили электричество.
Когда репортер британской Guardian попытался снять происходящее на камеру мобильника, агенты в штатском силой отобрали у него телефон и стерли фотографию. Подошедший офицер милиции в форме заявил, что журналист должен немедленно покинуть этот район, так как не имеет разрешения работать здесь.
Когда репортер британской Guardian попытался снять происходящее на камеру мобильника, агенты в штатском силой отобрали у него телефон и стерли фотографию. Подошедший офицер милиции в форме заявил, что журналист должен немедленно покинуть этот район, так как не имеет разрешения работать здесь.
По сведениям Guardian, за неделю в студию - под предлогом проверки регистрации у иностранных сотрудников - трижды приходили служащие милиции, но никаких нарушений формально не обнаружили. По словам ассистента, Ай Вэйвэй до момента задержания не проявлял особенного беспокойства.
Супруга художника Лу Цин (路青) также находится под надзором милиции в их доме. "Мы никак не можем связаться с ним, - сказал агентству dpa один из его сотрудников вечером 3 апреля. – Телефон по-прежнему отключен".
Цензура приказала удалить его имя из постов на платформе микроблогов Weibo. Как отмечается в постах социальной сети Twitter, в районе Caochangdi был задержан его друг Вэнь Тао (@wentommy). На вопрос друзей, все ли в порядке, на его аккаунте в Twitter появился ответ "пока все хорошо", но на звонки на его мобильный звучало записанное сообщение 'абонент временно недоступен'.
На днях Ай Вэйвэй объявил, что 29 апреля откроет свою новую студию в Берлине, поскольку планирует больше работать в Германии и других европейских странах. В интервью агентству dpa 29 марта он отметил, что надеялся проводить в Европе "как можно меньше времени", но теперь у него может "не остаться выбора, если под угрозой окажутся и работа, и сама жизнь".
Ай Вэйвэй до сих пор не смог выставить свои работы в родной стране. В январе власти снесли его новую студию в Шанхае, а в феврале по мотивам "политической щекотливости" была отменена его персональная выставка в Пекине. "Возможность художественного самовыражения в Китае очень невелика", - с сожалением констатировал он. "Просто не понимаю, как смогу продолжать здесь работать", - сказал он газете Berliner Zeitung в конце марта.
Однако в интервью Guardian он уточнил, что отделка студии займет еще не менее двух лет и он будет делить время между Европой и Китаем. Отметив, что в Пекине "затруднительная" ситуация, он добавил: "Неизвестно, что произойдет в ближайшие годы. Я никогда не покину Китай, если меня к этому не принудят – надеюсь, что такого не случится".
На днях писатель Ляо Иу (Liao Yiwu) заявил, что управление общественной безопасности потребовало, чтобы он отменил запланированное заранее турне в Германию, Соединенные Штаты и Австралию, которое должно было начаться 28 марта. Эксперт по странам Азии из правозащитной организации Human Rights Watch Никола Бекелин считает, что точка в нынешней кампании против гражданских активистов в материковом Китае еще не поставлена: "Мы все еще в процессе зачистки критиков власти – и конца пока не видно". По его словам, Ай Вэйвэй в последние месяцы уже был для властей несколько чуждым элементом и давление на него становилось все более интенсивным, но последние события показывают, что "если его можно подвергнуть таким произвольным преследованиям, то никто не может оставаться в безопасности".
Учитывая, что в последнее время власти весьма жестко расправляются с гражданскими активистами, вовлеченными в работу по независимому расследованию гибели детей во время Сычуаньского землетрясения, Ай Вэйвэй едва ли мог остаться на свободе. В сентябре 2009 года он вынужден был лечь на операцию в Германии в связи с кровоизлиянием в мозг, произошедшим вследствие нападения группы агентов в Чэнду. Милиционеры ворвались в его номер, когда Ай Вэйвэй собирался отправиться на судебный процесс по делу Тань Цзожэня (譚作人), автора проекта “5.12 - Архив школьников”. Тань Цзожэнь был взят под стражу 28 марта 2009 года – через три дня после публикации в интернете результатов независимого расследования по поводу разрушения школьных зданий, а 12 августа 2009-го по обвинению в “подстрекательстве к свержению государственного строя” приговорен к 5 годам тюрьмы.
Приходится предположить, что отвечавшие за строительство школ девелоперы и коррумпированные чиновники в провинции Сычуань располагают возможностями убрать любого, кто встанет у них на пути. Ай Вэйвэй наверняка будет обвинен по “подрывной” статье – в однопартийной системе очень легко найти следователей, готовых за взятку состряпать подобное дело
Комментариев нет:
Отправить комментарий