воскресенье, 27 февраля 2011 г.

Более тысячи человек пришли 27 февраля на “жасминовый” протест в Шанхае

На месте 'жасминового' протеста в Шанхае 27 февраля собралось, по данным китайской службы BBC, более тысячи человек – в 10 раз больше, чем неделю назад. Власти пригнали подметальные машины, рассчитывая заставить людей разойтись, но большинство из них оставались на месте более часа. “Они просто не хотели расходиться”, - сообщил dpa один из иностранных журналистов. Два выхода со станции метро, ведущие на площадь и к кинотеатру "Hoping Yingdu" ("Мир"), были заранее закрыты по указанию милиции.
"Проходите! Проходите! Не стойте!", - раздавались из милицейских мегафонов на углу Народной площади грозные окрики, сопровождавшиеся беспрерывными оглушительными свистками. По словам очевидцев, один человек был задержан еще до 14 часов, и еще пять или шесть были увезены в течение 90 минут, пока продолжался протест."Я узнал об этом через интернет и пришел выразить свою поддержку, - сказал корреспонденту South China Morning Post хорошо одетый молодой человек, записывавший протест на мобильный и говоривший по-английски, чтобы милиционеры не могли уловить смысл сказанного. - Да, я именно недоволен правительством".
"Такое движение сулит надежду на перемены в Китае, ведь в противном случае останется коррупция и будет продолжаться рост цен, из-за которого простым людям не выжить", - сказал тайваньским репортерам пожилой участник протеста в Шанхае, опасавшийся назвать свое имя.
На улице Ванфуцзин в Пекине были размещены несколько сот служащих сил безопасности - обычные милиционеры, накачанные агенты в штатском с гарнитурой в ушах, "дружинники" с красными повязками, и отряд спецназа с автоматами и овчарками. Вначале они довольно спокойно позволяли людям передвигаться по торговой улице, хотя и проверяли документы, но около 14.30, когда у ресторана "McDonald's" собралась большая толпа, полностью закрыли отрезок длиной около 200 м. Не менее семи уборочных машин ездили взад и вперед по обеим сторонам улицы, распугивая людей струями воды (в столице было холодно, накануне шел, как говорилось в заметке Синьхуа, “благодатный снег”). На всех примыкающих улицах стояли патрули; внутри района не работала массовая рассылка мобильных соообщений.
Внутри "McDonald's" и расположенного по соседству "KFC" сидели многочисленные агенты в штатском, снимавшие прохожих и потенциальных участников протеста. По словам очевидцев, милиция задержала двух человек, хотя пока неизвестно, участвовали ли они в протесте.
Более десятка иностранных журналистов, направлявшихся в эту часть Пекина для подготовки репортажей, подверглись физическому насилию, задержаниям или же были остановлены милиционерами и другими агентами сил безопасности, заявил Клуб иностранных корреспондентов в Китае (FCCC). Около 14.45 по местному времени корреспондент Bloomberg Television Стивен Энгле (Stephen Engle) подвергся нападению агентов в штатском: его грубо швырнули на землю, протащили за ногу, били по голове; как отмечается в репортаже WSJ, агент, переодетый дворником, нанес ему несколько ударов ручкой метлы. Как говорится в заметке Bloomberg, "у него забрали видеокамеру и удерживали его в одном из магазинов”. Прибывшие милиционеры в форме доставили корреспондента в ближайшее отделение, где он подал заявление о нападении, а затем обратился за помощью в больницу. В отделении милиционеры вернули ему камеру, сказав, что ее якобы нашел прохожий.
Как отмечается в заявлении FCCC, эта профессиональная организация "потрясена нападением на одного из своих членов в Пекине со стороны мужчин, оказавшихся агентами служб безопасности в штатском". Клуб обратился к китайскому правительству с призывом обеспечить физическую неприкосновенность всех корреспондентов и сотрудников пресс-бюро, выполняющих в Китае задания редакций.
Корреспондент немецкого телеканала ARD Кристине Адельхардт (Christine Adelhardt) вместе с сотрудниками съемочной группы провела 4 часа в отделении милиции, где ее заставили подписать заявление о том, что она не была осведомлена о введенных накануне ограничениях для работы журналистов на улице Ванфуцзин. "Нам сказали, что существуют новые предписания, в соответствии с которыми для проведения съемок в определенных местах требуется специальное разрешение", - пояснила Кристине Адельхардт агентству dpa. По ее словам, вначале около 20 агентов сил безопасности силой увели их в здание, а затем затащили в милицейский микроавтобус.
На другой стороне улицы Ванфуцзин был задержана съемочная группа ZDF, которая, получив разрешение одного из офицеров милиции, начала снимать репортаж. Как рассказал корреспондент ZDF Йоханннес Хано (Johannes Hano), не менее десятка мужчин в униформе подошли с требованием стереть запись. Когда корреспондент отказался, группу забрали в отделение. Как сообщает Bild, они уже освобождены.
По сообщению CNA, правительство Тайваня выразило "сожаление" в связи с кратковременным задержанием двух корреспондентов тайваньской телекомпании, занимавшихся подготовкой репортажей о "жасминовых гуляниях" в центре Пекина. Спикер правительства Джонни Чи-чэнь (Johnny Chi-chen Chiang) также призвал Пекин уважать права журналистов, чтобы избежать подобных инцидентов в будущем. По его словам, тайваньские тележурналисты были задержаны в 13.50 на улице Ванфуцзин и доставлены для допросов в отделение милиции. Их выпустили лишь после 18 часов, когда по просьбе Совета по делам материка (МАС) в ситуацию вмешались чиновники пекинской канцелярии по делам Тайваня.
Выразив обеспокоенность по поводу данного инцидента, президент Ма Ин-цзю дал указания соответствующим ведомствам правительства Тайваня способствовать защите свободы прессы. Законодатели – независимо от партийной принадлежности - потребовали от Пекина дать "конкретные разъяснения" относительно этого дела. "Если доказано, что тайваньские репортеры не допустили нарушений китайского законодательства в ходе освещения событий, Пекин должен принести извинения по поводу этого инцидента", - подчеркнул депутат Законодательного Юаня Гуань Би-лин (Guan Bi-ling).
"И для чего им понадобилось применять насилие против иностранных журналистов? - приводит слова одного из стоявших на улице Ванфуцзин в Пекине South China Morning Post. - Я только удивляюсь, что они собираются делать дальше и во что обойдется использование таких многочисленных сил каждую неделю". Другой мужчина, сказавший, что пришел поддержать мирный митинг, с усмешкой говорил о чрезмерной реакции властей: "Мы пришли, чтобы только покритиковать правительство конструктивным образом, и никто не собирается силой свергать однопартийный режим. Так чего же они так боятся народа?"
В Гуанчжоу милиционеры в форме и агенты в штатском заполнили Народный парк и стадион "Tianhe". Вход на стадион, обозначенный как место проведения митинга, был перекрыт милицейскими заграждениями. Во всех ключевых точках стояли патрули. Возле стадиона допрашивали туриста, пытавшегося сфотографировать их, сообщил корресподент гонконгской газеты.
Хотя протестующих и было немного, отметил профессор Жан-Пьер Кабестан (Jean-Pierre Cabestan), декан факультета политических наук Баптистского университета Гонконга, власти мобилизовали такие силы милиции, поскольку отлично понимают, каков уровень недовольства: "При авторитарном режиме (государственная) безопасность лучше чем кто-либо другой, знает настроения общества и то, в какую сторону эти настроения меняются".

Комментариев нет: