вторник, 7 апреля 2009 г.

Опыт дурака. Чиновники Владимирской области лишь изображают интерес к «спасению» храмов РПАЦ


В расположенном всего лишь в трех часах езды от Москвы древнем Владимире воздействие экономического кризиса ощущается как-то особенно грустно. Цены на транспорт и разные услуги скакнули на 25%, и уже не слышно разговоров о больших заработках в столице. Повсюду заметны остатки рухнувших пирамид (не египетских, конечно, а финансовых, из денег обманутых дольщиков), тогда как в центре города люди по-прежнему живут в старых полуподвальных квартирах. Инвесторы ушли даже с выгодной площадки на главной улице Большой Московской, и строительство торгово-развлекательного центра, затеянное еще не так давно весьма успешной компанией «Игротэк», замерло на какой-то неопределенной стадии.

Вроде бы завершено здание нового храма Казанской иконы Божией Матери на проспекте Ленина, - тоже, конечно, главной улице, - но и оно, хотя с 30 августа 2008 года, когда здесь было торжественное водружение креста, прошло уже немало месяцев, по-прежнему окружено строительным забором. Из-за этого забора, отгораживающего храм от «вечного огня» на площади 30-летия Победы, с которым он должен создавать одну из характерных для постсоветской России парадоксальных композиций («вечный огонь» - символ, заведомо противоречащий православной традиции), здание выглядит каким-то недостроенным.

Скорее всего, оно и в самом деле считается недостроенным, и не передано на баланс Владимирского епархиального управления Московского патриархата. Даже для неспециалиста возможность перекачки средств через числящийся недостроенным, но готовый объект, загадка едва ли большая, чем матерная ругань для глухих. Но, как говорится, «кому оно надо»: задаваться вопросами по поводу строительства, если речь идет о храме. Но некоторые все же продолжают спрашивать, зачем надо так спешно утверждать проект, в соответствии с которым здание возведено прямо на могилах бывшего кладбища. Кто-то очень спешил…

Зато неспешно и назойливо расползаются по городу страшноватые листовки с легко узнаваемым слоганом «Геноцид русского народа» (хотя последние два слова и убраны, все понятно). Появившись около года тому назад на 1-й Никольской – в двух шагах от прокуратуры и прочих присутственных мест, они вначале казались плодом рукописного творчества шизофреника-одиночки. Но листовки, усеянные рогатыми чудищами, распространяются планомерно и делаются не от руки, а теперь даже на «Химзаводе» появились, отметил для ‘Портала-Credo’ местный житель по имени Игорь. Они нарушают сразу несколько статей уголовного кодекса, подчеркнул Игорь, вышедший недавно на пенсию из милиции, и непонятно, почему правоохранительные органы бездействуют.

Кто знает, может, пока обдумывают, как кризис пережить. На днях в город приезжал со своими рекомендациями известный психотерапевт Норбеков, представивший заодно книгу «Опыт дурака». В ней, если просто, транслируется посыл, известный всем из старинной русской сказки: два брата, увлекшиеся бизнес-проектами, упустили главное сокровище - «жар души», доставшееся третьему, казавшемуся неудачником Иванушке-дурачку. Но некоторые владимирские чиновники трактуют этот сюжет по-своему: можно не заниматься бизнесом, а дурачить людей, чтобы никто не заметил, как ты под шумок запихиваешь в ловушку своих счетов летучее казенное золотишко. Правда, книжек с подобными советами никто из них не издает, а жаль – было бы поучительно.

Около года тому назад в Арбитражном суде Владимирской области началось рассмотрение исков, инициатором которых выступил департамент Росимущества по Владимирской области. В соответствии с этой инициативой у Суздальской епархии Российской православной автономной церкви (РПАЦ) следует отобрать храмы, где проходят богослужения, а верующих выгнать на улицу. Конечно, возникли вопросы, зачем все это надо, мол, люди молятся, а тут снова, как в годы застоя, гонения начались. На днях и.о. руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Владимирской области Владимир Горланов пояснил в интервью «3 каналу» (отдельное спасибо журналисту Александру Егорцеву, добившемуся от него редкого комментария), что храмы изымаются у РПАЦ «ради спасения церковных памятников». По-видимому, у г-на Горланова очень скверное мнение об умственных способностях телезрителей, так как теперь всякому очевидно, что в бюджете нет никаких лишних денег, которые можно с легкостью потратить на «спасение памятников», о восстановлении и содержании которых общины верующих заботятся еще с начала 1990-х. У Владимирской епархии РПЦ МП, хотя и призывающей к переходу общин РПАЦ под свое начало, на эти храмы тоже средств нет. Как отмечалось на состоявшемся в конце декабря 2008 года епархиальном собрании, даже доходы с торговли свечами, крестиками, иконами, книгами уплывают по большей части неизвестно куда. Мало того, не хватает и священнослужителей, ведь в некоторых городских и сельских храмах священник бывает только изредка, наездами по случаю праздника. «Зачем тогда открывали храм, если он снова на замке», - подчеркнул архиепископ Владимирский и Суздальский (РПЦ МП) Евлогий.

И если бы даже, несмотря на это, как поспешно решили некоторые обозреватели, г-н Горланов заботился лишь об изъятии церковных памятников от РПАЦ в пользу Владимирской епархии РПЦ МП, то какое же место, резонно спросить, отведено в этом «дурацком» проекте храмам других конфессий? Ведь одновременно с исками, касающимися РПАЦ, Росимущество направило в арбитраж иски об изъятии зданий у баптистских и прочих церковных общин (к сожалению, общее их число и юридическая принадлежность от прессы тщательно скрываются). Разве эти храмы г-н Горланов также передаст Московскому патриархату, или каким-то «подчиненным МП» баптистам?

Конечно же, нет. Дальнейшее развитие этого процесса предусматривает более сложный сценарий. Если учесть, что намеченное на 9-е апреля в Первом арбитражном апелляционном суде рассмотрение апелляций РПАЦ на решение Владимирского арбитражного суда в отношении Цареконстантиновского кафедрального собора, Успенского храма на Кремлевской улице и колокольни в селе Кидекша должно продлиться не более 40 минут, ясно, что решение уже принято. В течение нескольких недель будут подтверждены и постановления по остальным памятникам.

Далее для чиновников неважно, останутся ли храмы открытыми или будут ли туда вообще ходить какие-то верующие. Весь вопрос в расходовании средств на проекты по пресловутому «спасению» этих памятников. Сегодня контролирующий орган администрации Владимирской области, а именно федеральная инспекция по охране памятников, необходимой по закону отчетности от Владимирской епархии РПЦ МП не получает. Епархиальное управление оправдывается отсутствием комиссии по приемке произведенных работ, деятельность которой позволяла бы зафиксировать недоделки и отступления от проекта. Но опыт показывает, что созданием таких комиссий гладко только на бумаге получается. На самом деле ее работу будут определять те же чиновники, кто и должен отчитываться за расходование средств федерального бюджета средств на вышеупомянутые проекты.

Пока этот замкнутый круг досадным для чиновников образом разрывает руководство Суздальской епархии РПАЦ. Не имея соответствующих договоров с учреждениями областного и муниципального уровня, эти православные общины не позволяют проводить через себя отчетность по проектам, где расходование средств оказывается, образно выражаясь, «дурацким». Когда они уйдут, деньги из госбюджета (а на сегодняшний день ни о каких иных инвестициях в Суздале не упоминается) станут утекать быстрее и проще. Но это уже вопрос к правоохранительным органам.

И есть вопрос к судебным: зачем председателю арбитражного суда Владимирской области Евгению Корнилову – по должности ex definitio независимому – понадобилось «прокачивать» информацию о личных связях заинтересовавшихся исками Росимущества московских журналистов? И еще вопрос – к федеральной власти: ау, г-н Горланов, вы еще с нами? Или какая-нибудь стальная «жар-птица» уже готова нести вас на запасной аэродром?

Комментариев нет: