среда, 5 сентября 2007 г.

Кришнаитский слэм

Первое, что было очевидным на фестивале Джанмаштами, прошедшем 4 сентября в Москве, - гостей по сравнению с прошлым годом стало в два раза больше. На территории временного храма Сознания Кришны, по-прежнему состоящего из строительных вагончиков «Донстроя», собралось более 5 тысяч человек. Среди них насчитывались сотни индийцев, в том числе и сикхов. Джанмаштами – главный индийский фестиваль года: соотечественников поздравили президент Индии, 72-летняя Пратибха Девисингх Патил, и вице-президент Мохаммад Хамид Ансари, представляющий мусульманскую общину страны. В Москве к индийцам и российским преданным, многие из которых пришли вместе с семьями, обратился с поздравлением советник по культуре посольства Индии в РФ Абхай Тхакур. Затем наступил собственно праздник с угощением, богослужением и играми детей в малом пандале (шатре), спектаклем и концертами в большом. Пользуясь многочисленностью, мужская часть преданных устроила у фестивальной сцены в большом пандале разгул веселья: бегая из стороны в сторону, вайшнавы дружными движениями отражали свою радость от общения с Кришной. Этоткришнаитский слэм отразил и тот факт, что вайшнавская община России вступила в новую фазу уверенного и стабильного развития.

На последнем собрании Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР), рассказал со страниц приуроченного к фестивалю выпуска газеты Гауранга newsпрезидент ЦОСКР Бхакти Вигьяна Госвами (духовный лидер российских общинМеждународного общества сознания Кришны Вадим Тунеев), было принято важное решение об усилении централизации и определены основные направления деятельности руководящей структуры. Первое направление – проповедь: соответствующий комитет, которым руководит Ачьютатма прабху, займется увеличением распространения книг в масштабах всей страны и развитием проповеди на местах. Второе направление – социальное развитие, лидер которого Чарудешна прабху занимается обобщением опыта по взаимной поддержке и решению материальных проблем, наработанного в отдельных общинах. Комитет образования, который возглавил сам Вадим Тунеев, должен разработать единые программы образования для брахмачари – одиноких последователей учения, воспитывающихся в храмах, и для грихастх – семейных людей, которые живут вне храма. Уже сейчас в Юрловском ашраме (доме, где живут и учатся преданные), расположенном в Московской области, накапливается опыт воспитания проповедников, который послужит базой для ашрама в Казани и двух будущих ашрамов в Самаре и Санкт-Петербурге. Комитет юридической защиты и общественных связей, который возглавил Шьяма прабху, актуализирует работу юристов и пиарщиков. Наконец, финансовый комитет под руководством Шикшаштаки прабху должен наладить сбор пожертвований в общий фонд, из которого будут финансироваться проекты остальных комитетов. Таким образом, деятельность общин ISKCON в России ориентируется на будущее в условиях четкого и оперативного руководства, необходимого такой большой организации
.
Напомним, что Вадим Тунеев летом 2001 года принял посвящение в санньясу(отречение от мира, являющееся высшей ступенью духовной жизни), получив новое имя Бхактивигьяна Госвами, и стал отказавшимся от дома и внешних связей саньяси (монахом). Махарадж, как титулуется духовный наставник, «стараясь возжечь в себе ритуальные огни», постоянно перемещается по стране, всецело посвятив себя инициации и развитию других преданных. И примерно неделю тому назад, в день явления Господа Баларамы, в ЦОСКР появился второй махарадж из числа российских вайшнавов - Чайтанья Чандра Чарам, грихастха, иначе говоря, человек семейный в возрасте около 50-ти, имеет взрослую дочь. У него уже есть около 300 учеников, с нетерпением ожидающих встречи со своим гуру, деятельность которого будет направлена на инициацию семейных людей. Так заложена основа для более активного роста общин российских преданных.
Как сообщил исполнительный секретарь ЦОСКР Радха Дамодар дас (Сергей Зуев), ЦОСКР приобрел в ряде городов участки земли, где планируется строительство зданий религиозного назначения. Благодаря усилиям комитета юридической защиты и общественных связей, отметил он, «вовремя подаются документы» и быстро проходит регистрация новых общин. Некоторые препятствия, отметил он, возникли в Туле, однако там вайшнавы обратились в органы прокуратуры, получив разъяснение, что никаких претензий к ним правоохранительные органы не имеют, в деятельности общины «нарушений нет». Что касается строительства московского храма, то, несмотря на наличие у этого проекта «могущественных врагов», работа по нему также не стоит на месте. «Мы уже обратились в архитектурную фирму, которая занимается разработкой проекта, и очень надеемся, что к середине следующего года нам уже удастся начать строительство», - отметил в интервью Гауранга news Вадим Тунеев.
Пока же преданные проявили настойчивость в отстаивании своих конституционных прав, отказавшись переезжать на участок, расположенный на Новосходненском шоссе в районе деревни Верескино, где нет никаких условий для проведения богослужений. Благодаря этому сопротивлению, проявленному на фоне грядущих 2 декабря парламентских выборов (а кришнаиты обычно участвуют в голосовании, так что речь идет о десятках тысяч избирателей), Департамент земельных ресурсов города Москвы продлил срок пользования участком на Ленинградском проспекте до января 2008 года. К тому же, отметил Сергей Зуев, Москомзем согласился не требовать штрафов за то, что община продолжает занимать участок, которого вайшнавы фактически уже лишились. По его словам, слухи о наступлении на площадку со стороны какого-то потенциального застройщика сами собой сошли на нет. Отметим, что свою роль в этом наверняка сыграло и общее снижение активности на рынке нового строительства в Москве.
Пока не началась требующая огромных усилий стройка, преданные занялись развитием массмедиа, ведь без массовой проповеди кришнаиты жить не могут: уличные шествия с распеванием мантр – харинамы являются неотъемлемой частью повседневной религиозной жизни. Во-первых, подчеркнул Сергей Зуев, создан новый журнал 108, предназначенный для обсуждения философских проблем с теми, кто испытывает естественный интерес к индийской философской традиции. Для тех, кто тяготеет к восточной культуре, йоге, вегетарианству, астрологии, медитации, а таких людей сейчас немало, на Урале издается 10-тысячным тиражом журнал Знать больше, чем ты знаешь. Во-вторых, возобновило работу радио «Кришналока» - пока программы из архива транслируются в интернет-вещании на портале «Золотой век» (www.zvek.info), но есть проект по возрождению FM-радиостанции. Чтобы не ограничиваться архивами, информационный портал «Золотой Век» организует вещание одноименного радио с «живыми эфирами», во время которых можно будет задавать вопросы через сайт и по телефону (именно такие эфиры обеспечили в середине 19990-х популярность радио «Кришналока»). Для подписчиков, не желающих ждать выхода газеты Золотой Век из печати, заголовки электронной версии, раскрывающие за один «клик» любую интересную статью, оперативно загружаются по электронной почте. На портале открыт форум для размещения объявлений и планируется клуб «ЗВ» с системой скидок для участия в семинарах и лекциях.
 
Праздники позволяют верующим полнее ощущать свое единство, общаться с друзьями, отвлекаясь от тягот повседневной жизни, поэтому на сентябрь намечены большие планы. Непосредственно за Джанмаштами на Ленинградском проспекте 5 сентября празднуется день явления Бхактиведанты Свами Прабхупады. Шрила Прабхупада родился в Калькутте в 1896 году, в июле 1966-го - уже в преклонном возрасте – зарегистрировал в Нью-Йорке первую вайшнавскую организацию – Международное общество сознания Кришны (International Society for Krishna Consciousness), а в июне 1971 года, несмотря на «железный занавес», Бхактиведанта Свами Прабхупада посетил Москву, где ему удалось обрести одного упорного последователя - Ананташанти, который с 1976 года стал проповедовать своим друзьям. День рождения основателя движения - большой праздник для всех российских вайшнавов. Позднее, с 22 по 28 сентября, в поселке Криница неподалеку от Геленджика, пройдет Черноморский фестиваль, на котором ожидается присутствие гостей из Америки, Великобритании, Южной Африки, и 7-8 тысяч участников со всей России. В отличие от фестиваля «Криница-2006», на этот раз праздник «Поделись радостью: Садху Санга», предназначенный для тех, кто занимается наставнической деятельностью, будет дополнен фестивалем грихастх, в котором примут участие семейные вашйнавы. «В конце концов, большая часть преданных является грихастхами, и они нуждаются в поддержке и помощи в понимании самой природы семейной жизни», - подчеркнул президент ЦОСКР Вадим Тунеев.
 
Действительно, что бы там ни измышляли антикультисты, опирающиеся на западные материалы 70-х годов прошлого века и разработки советской идеологии, социальный портрет современного вайшнава свидетельствует – это большей частью люди семейные, с прочными социальными связями, среди которых немало образованных специалистов -  предпринимателей, деятелей культуры, ученых. Антикультисты называют «распадом семьи» обычный для любого общества отход повзрослевших детей от родителей, обвиняя в этом уважаемые и стабильные религиозные организации. Воспевание махамантры на Западе продолжается в рамках Международного общества сознания Кришны уже в течение 40 лет. На прошедших в марте в Мосгордуме слушаниях, имевших целью очередную вспышку борьбы с сектами, президент Ассоциации индийцев в России Санджит Кумар Джха подчеркнул, что санкиртана (вайшнавская проповедь) давно стала привычной частью российской жизни, что храм Сознания Кришны лишь украсит город, тогда как чиновники по-прежнему пытаются одолеть придуманные ими самими «новые» религиозные культы.
«Антикультисты говорят одно, - констатировал по этому поводу исполнительный секретарь ЦОСКР Сергей Зуев, - а реальность другая»: формируется активное поколение российских вайшнавов, ориентированное на развитие общин, опирающихся на семью и традиции.
 


Комментариев нет: