понедельник, 13 августа 2007 г.

Иркутские шаманы отметили годовщину катастрофы аэробуса обрядами с жертвоприношением

Иркутские шаманы обрядами с жертвоприношением баранов и коней отметили годовщину трагедии, которая случилась 9 июля 2006 года в иркутском аэропорту, когда при падении самолета на взлетно-посадочной полосе погиб 121 человек и 69 пассажиров лайнера получили ранения.

Последний раз подобный обряд проводился семь лет назад, хотя, по мнению шаманов, это необходимо делать раз в три года. Как объяснила службе информации «Номер один» секретарь общины Галина Балюева, если не провести обряд жертвоприношения хозяевам Иркута и Ангары, и дальше будут продолжаться несчастные случаи - аварии, падения самолетов.

По мнению шаманов, постоянные несчастья обрушиваются на аэропорт потому, что он расположен в очень неудачном месте - священном, согласно бурятским верованиям. Когда Иркутск как город только зарождался, там была утоплена девушка из старинного шаманского рода Хамытуюдэ, дух которой теперь сходит на аэропорт черным туманом и дождем. Галина Балюева рассказала также, что, оказывается, отчасти шаманы чувствуют свою вину в авиакатастрофе аэробуса А310, поскольку в 2006 году нарушили традиционный порядок обрядов. Защитные обряды должны производиться в строгой последовательности: сначала обряд поклонения духам Иркута, а потом духам Ангары. 7 июля 2006 года состоялся совет шаманов, на котором решили начать с той стороны, откуда всходит солнце, и сначала провести обряд поклонения духам Лены. В ходе обряда принесли в жертву трех баранов, а через два дня в аэропорту сгорел аэробус компании "Сибирь".

В воскресенье, 24 июня, в Боханском районе за селом Олонки на берегу Ангары собралось более ста бурят из Эхирит-Булагатского и Баяндаевского районов. Шаманы, составлявшие большую часть присутствующих, провели обряд поклонения духу-хозяину реки Иркут, который называется тайлган (или тейлран). По устоявшимся традициям проведения тайлгана, на поляне около реки выбирают несколько кустов, образующих периметр, внутри которого могут находиться только шаманы. Чтобы не находиться между шаманами и рекой, все мужчины становятся позади этого периметра в линию, глядя на восток, туда, где восходит солнце. Женщины на проведение обряда не допускались - они сидели более чем в ста метрах от места проведения обряда своим кругом и за отдельным столом. Им предписывалось быть с покрытой головой, обязательно в юбках или платьях и в закрытой обуви.

Шаманы произнесли бурятские формулы поклонения духу Иркута, прося его о защите народа, который живет на его берегах. Потом были принесены в жертву два барана, мясо которых сварили без соли и специй. Надо было взять из дома семейный кухонный нож, чтобы резать себе мясо сваренного жертвенного животного. Некоторые привезли старинные семейные серпы ручной ковки. Часть мяса шаманы сжигают, прося о защите уже конкретных семей. Накануне проведения обряда люди целыми деревнями составили списки семей, в которые вошли имена главы семейства, его жены и сыновей. За дочерей семейств шаманы не молятся, объясняя это тем, что после замужества их будут охранять духи предков другого дома. Представители деревень держали в руках эти списки во время сожжения мяса, а позднее, когда в отдельном костре сжигали кости жертвенных баранов, читали фамилии вслух.

По традиции, отмечает местный таблоид "СМ Номер один", полагается сжигать эти списки в огне с костями жертвенных животных, поскольку через дым сожженных списков люди общаются с духами предков. Однако воскресный обряд был предварительным - и списки были сожжены 27 июня в Листвянке, на берегу Байкала, когда было совершено жертвоприношение двух коней.

Шаманы заявляют, что обряд поклонения духу-хозяину Эрхуу (от имени которого происходит бурятское название реки Иркут) должен защитить всех людей, которые живут в руслах Иркута, Ангары и Лены, на ближайшие пять лет от любых бед и неприятностей, а Иркутский аэропорт от авиакатастроф.

Шаманские обряды обрели новую популярность после распада советской системы, сдерживавшей развитие буддизма в Бурятии и других регионах. В некоторых республиках влияние шаманов сравнимо с положением буддийских лам. К примеру, раскопки древнеуйгурской крепости Пор-Бажын, которую считают также остатками буддийского монастыря в Туве, посетили в день официального открытия археологической экспедиции 2 июня делегация Камбы-ламы республики и шаманы общества "Адыг ээрен" (Дух медведя). Молебен, проведенный ламами, как сообщил "Тува-Онлайн" Камбы-лама Тувы, был направлен на то, чтобы тем, кто пришел сюда с добрыми намерениями, сопутствовали добро и успех. Позднее четыре шамана провели ночное камлание, попросив местных духов не чинить ученым препятствий и помогать во всех начинаниях.

Однако по мере развития буддийской инфраструктуры в России, включая создание новых буддийских учебных заведений и международных организаций, посещаемость этих обрядов, являющихся для многих частью народной культуры, будет неуклонно снижаться.


Комментариев нет: