среда, 14 октября 2009 г.

Адвокат в Гуанчжоу был задержан на 4 часа за ‘проблематичную’ футболку


Адвокат юридической фирмы ‘Jingguo’ в Гуанчжоу Лю Шихуэй (Liu Shihui), представляющий интересы правозащитника Го Фэйсюна (Guo Feixiong) был 11 октября задержан милиционерами, которые решили, что лозунги на его футболке являются политически неясными.

Во время прогулки с друзьями на горе Байюнь (Baiyun), рассказал Лю South China Morning Post, его внезапно пригнул сзади за шею милиционер в штатском. Затем его в течение 4 часов, вплоть до поздней ночи, допрашивали в расположенном на горе отделении управления общественной безопасности Гуанчжоу.

Весь этот милицейский переполох вызвала белая футболка (точнее, T-shirt) с лозунгом на груди “Oднопартийная диктатура – это катастрофа”, который, подчеркнул Лю, он заимствовал из редакционной статьи ‘Синьхуа’ 1940-х годов. На спине была другая цитата, принадлежащая бывшему председателю Китая Лю Шаоци: “КПК [компартия Китая] противостоит однопартийной диктатуре Гоминьдана, но КПК не станет устанавливать однопартийную диктатуру”.
Милиционеры несколько раз задали адвокату вопрос, почему он так одет и что означают лозунги, на что он отвечал, что эти лозунги были созданы компартией. “Тогда они сказали, что такой футболкой я нарушаю общественный порядок, так как эти лозунги сбивают с толку общественность”, - продолжил Лю.
Его заставили снять футболку и дать обязательство больше не носить такую одежду. Затем, отказавшись вернуть ее Лю, служащие милиции, которые в Китае являются не сотрудниками внутренних дел, а напрямую подчинены службам защиты партийной идеологии, разрезали футболку у него на глазах. Перед освобождением ему выдали простую белую футболку, без всяких надписей, купленную в ближайшем супермаркете.
Это был уже второй случай менее чем за полгода, когда Лю задерживали за лозунги на футболке. В середине мая, за три недели до 20-й годовщины расправы на площади Тяньаньмэнь, дежурный охранник на станции метро Гуанчжоу подверг его допросу и заставил снять футболку с такими же лозунгами.
В этом году заметно ужесточение борьбы с политически неясными футболками. Как отмечает живущий в Пекине автор и активист Мо Чжисю (Mo Zhixu), у него есть друзья, которые носят подобные футболки в течение последних трех лет, и ни разу не сталкивались с таким обращением, о каком рассказывает Лю. Однако в последние месяцы некоторые, в том числе один из подписантов ‘Хартии 08’, путешествующий по провинции Гуанчжоу, сообщили о похожих наездах.
Партийные боссы должны были дать какие-то указания, касающиеся преследования лиц, на одежде которых имеются ‘проблематичные’ лозунги, считает Мо. “Но я не могу понять, чего они так боятся с этими футболками. Что, одежда с лозунгами может вызвать общественные беспорядки?” - спрашивает он.
Представители властей стали что-то слишком чувствительными, отмечает другой известный блоггер из Гуанчжоу Бэй Фэн (Bei Feng), который два месяца тому назад стал свидетелем похожего эпизода на горе Байюнь. “Если на горе Байюнь чаще будут гулять люди в таких футболках, милиция и власти должны привыкнуть и понять, что это не представляет для них угрозы”, - заключает он.

Суды по признанию экстремистскими книг «Девять комментариев о компартии» и «Чжуань Фалунь» отложены на ноябрь

Продолжавшееся более 4 часов 8 октября заседание Октябрьского районного суда по рассмотрению иска о признании книги "Девять комментариев о коммунистической партии" документом, призывающим к экстремистским действиям, завершилось признанием необходимости новой экспертизы.

Издавший "Девять комментариев..." проект «Великая Эпоха» выразил некоторые возражения по сути заявленных требований, а также предоставил суду для приобщения к материалам дела альтернативное лингвистическое заключение относительно текста книги. Свердловская транспортная прокуратура, как инициатор иска, также заявила ходатайство о проведении психолого-лингвистической экспертизы, которое издатели книги, безусловно, поддержали. И в связи с необходимостью формулирования вопросов для экспертизы рассмотрение дела отложено на 23 ноября.

Напомним, что изначально прокуратура основывала свой иск на заключении, которое подготовила старший эксперт криминалистической лаборатории управления ФСБ по Свердловской области Светлана Мочалова. Руководствуясь ‘застойными’ представлениями о роли партии в современном обществе, старший эксперт сочла наиболее угрожающим социальной стабильности оборот "дьявольский культ компартии": "Дьявольский культ КПК в самой своей сути отвергает небесные принципы и уничтожает природу человека"; "Дьявольский культ компартии, имеющей глобальное влияние на все китайское общество, закономерно движется к своему краху". Очевидно, что теперь задание передадут другому специалисту ФСБ, который должен постараться найти в книге какие-нибудь иные обороты, чтобы все-таки защитить ‘культ компартии’ от позорных сравнений.

Также 8 октября в Краснодаре прошло очередное заседание суда по книге "Чжуань Фалунь", которую прокуратура по причинам, которые ее представителями не уточняются, с завидной настойчивостью требует снова внести в списки экстремистской литературы. Стоит отметить, что в конце августа 2008 года – буквально через день после завершения Олимпийских игр в Пекине, эта книга уже была признана экстремистской Первомайским судом Краснодара, но 28 апреля судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, руководствуясь принципами равного права на представительство в суде российской организации "Фалуньгун", отменила это постановление.

В июне тот же Первомайский районный суд Краснодара решил "оставить без рассмотрения заявление прокурора Краснодарского края о признании информационных материалов экстремистскими". Несмотря на то, что дело о признании книги основателя школы "Фалунь Дафа" Ли Хунчжи "Чжуань Фалунь" рассматривается судом уже в общей сложности более года, очередное заседание по делу о выпавшей из списка экстремистской литературы книге по формальным основаниям отложено на 10 утра 5 ноября.

Скорее всего, региональные органы правосудия постарались в канун визита в Пекин российской делегации во главе с премьер-министром Владимиром Путиным не привлекать излишнее внимание к процессам, напрямую затрагивающим интересы российских граждан из числа практикующих "Фалуньгун" и их сторонников.

пятница, 9 октября 2009 г.

Российское религиозное общество Друзей и "Amnesty International" пикетировали посольство Республики Беларусь в Москве


Ведущие члены Российского общества Друзей (квакеров) приняли участие в пикете ‘Amnesty International’ против смертной казни, прошедшем 8 октября напротив посольства Республики Беларусь в Москве.

«Мы, квакеры, традиционно выступаем против смертной казни, и приветствуем инициативы всех религиозных общин, направленные на ее отмену», - сказал главный редактор российского квакерского портала Quakers.ru Сергей Грушко. В пикете, символически изображавшем жертв повешения с черными повязками на глазах, приняли участие и другие представители этой традиционной религии, которые верят, что «внутри каждого человека есть искра Божественного света, а между людьми должен царить дух любви и взаимопонимания».

Влиятельная правозащитная организация провела акцию в преддверии международного дня за отмену смертной казни напротив зданий дипломатических представительств Республики Беларусь в Москве, Киеве и Кишиневе. Беларусь остается единственной среди европейских стран, а также среди государств, образовавшихся после распада Советского Союза, где сохраняется смертная казнь.

Высшая мера наказания в Беларуси окружена завесой секретности. Смертную казнь приводят в исполнение выстрелом в затылок, и порой, на исполнение приговора требуется больше одной пули. Тело не передают родственникам, которых зачастую ставят в известность постфактум, при этом место захоронения сохраняют в тайне, что причиняет семье ещё большее горе”, говорится в пресс-релизе, распространенном Российским ресурсным центром ‘Amnesty International’ в Москве.
«Смертная казнь — предельная форма лишения человека его прав. Она представляет собой преднамеренное и хладнокровное лишение жизни человека государством. Это жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство наказание применяется во имя справедливости», - сказал руководитель центра Сергей Никитин.

Представители ‘Amnesty International’ передали властям Беларуси петицию, в которой призвали немедленно ввести мораторий на вынесение смертных приговоров и исполнение смертных казней, а также заменить уже вынесенные смертные приговоры длительным тюремным заключением. По оценкам ‘Amnesty International’, с момента обретения Беларусью независимости в 1991 году в стране были казнены не менее 400 человек.
Между тем в Японии, где с приходом к власти нового кабинета министров призывы к отмене смертной казни приобрели государственную поддержку, вспоминают о периодах в современной истории страны, когда смертные приговоры не исполнялись благодаря приходу во власть лиц, неукоснительно следующих религиозным принципам. В соответствии с уголовным законодательством страны смертный приговор должен утверждаться министром юстиции в течение шести месяцев после завершения судебного процесса. Однако с ноября 1989 года в течение трех лет и четырех месяцев в стране не было смертных казней, так как занимавший пост министра юстиции с 1990 по 1991 год буддийский монах Мегуму Сато (Megumu Sato) отказался подписывать ордера на казнь, ссылаясь на требования веры.
В октябре 2005 года вступивший на пост министра юстиции Сэйкен Сигиура (Seiken Sugiura) открыто заявил, что не станет подписывать ордера на казнь, так как это противоречит его религиозным и философским убеждениям. Хотя через час он отозвал это заявление, поскольку оно противоречило исполнению предписанных законом обязанностей министра, Сэйкен Сигиура в течение почти годового пребывания в должности не подписал ни одного постановления об исполнении смертного приговора.
Назначенная в новом правительстве министром юстиции Кейко Чиба (Keiko Chiba), являясь последовательным противником такой высшей меры наказания, входила в состав внепартийной Парламентской лиги за отмену смертной казни. В своей инаугурационной речи на заседании кабинета министров 23 сентября Кейко Чиба подчеркнула, что по ее "личным ощущениям было бы правильно" предпринять шаги к мораторию на смертные приговоры или полной отмене смертной казни. По сведениям Kyodo News, в поддержку этих мер в новом правительстве Японии выступят лидер Новой народной партии Шидзука Камэй (Shizuka Kamei), глава лиги против смертной казни, и лидер Социал-демократической партии Мидзухо Фукушима (Mizuho Fukushima).
В России смертные приговоры не приводятся в исполнение уже 13 лет – с сентября 1996 года, но документа, который бы окончательно запрещал казни, пока не существует. Многие законодатели придерживаются популистских убеждений, в соответствии с которыми смертная казнь является “традиционной” мерой, эффективно применявшейся во времена господствующего атеизма. Однако их активность, нацеленная на возрождение смертной казни в 2010 году, требует ясного ответа на вопрос о том, из какой категории лиц следует набирать новые расстрельные команды. Ведь в наши дни невозможно оправдывать расстрелы требованиями классовой борьбы или необходимостью казнить за взятки и растрату казенных средств, как это происходит в современном Китае.
Можно надеяться, кстати, что дискуссии, возникшие в Японии и России, окажут должное воздействие на позиции властей материкового Китая, который занимает лидирующее положение в мире по числу смертных приговоров (7003) и казней (1718).